психология

Не хочу учится, а хочу…жениться?…лениться? да, вообще оставьте меня в покое…!!!

Зачастили в последнее время родители с детьми 10-16 лет с проблемой мотивации к обучению, основные жалобы на то, что ребенок не хочет учиться, не посещает занятия, не делает домашние задания, ничем не интересуется.

Рассмотрим основные причины нежелания учиться.

1.Не сформирован навык "умения учиться". 

"Уметь учиться"- это целый процесс, который включает в себя  организацию своей деятельности в школе и  дома; определение целей познавательной деятельности; умение искать и находить нужную информацию; — оценивать свои результаты; сотрудничать с другими учащимися и т.д. Этот навык формируется в процессе начальной школы и большей частью является результатом работы родителей, именно они должны научить ребенка учиться за первые 3-4 года обучения в школе.

2. Не понимание практической принадлежности тех знаний и умений, которые ребенок осваивает. То есть, "учусь, а зачем и для чего это надо не знаю, поэтому не вижу перспективы и смысла в этом". Любой деятельности всегда предшествует определенная потребность, то есть состояние нужды в чем — либо необходимом для нашего дальнейшего существования. Есть необходимость -есть мотив-есть деятельность-есть результат. Нет необходимости -нет деятельности-нет результата. Мы должны чувствовать потребность в осуществлении той или иной деятельности, понимать и осознавать ее смысл.

3. Потеря интереса к обучению. Так уж заложено природой, что каждый возрастной этап сопровождает ведущая деятельность и каждый раз она разная, поскольку и функции выполняет разные. Так вот, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, в подростковом она теряет свой приоритет, на смену ей приходит интимно — личностное общение со сверстниками, которое раскрывает путь к познанию своего "Я" и обретению "чувства взрослости". На данном этапе важно быть частью  компании, важно быть признанным в кругу сверстников, важно иметь друзей.

4. Чрезмерная дополнительная нагрузка (кружки, секции, репетиторы). Всего должно быть в меру. Организм в подростковом возрасте претерпевает значительные физиологические изменения, идет гормональная перестройка и нервная система в этот момент, крайне, уязвима, ее перегрузка чревата нервным срывом.

5. Неблагополучные отношения в семье. Гиперопекающие, авторитарные или равнодушные родители. Ребенок — зеркало семьи, все, что происходит с его поведением, в большинстве своем, имеет корни там. Как будет вести себя подросток, претендующий своей природой и существом на самостоятельность, в ситуации, где с ним до сих пор совместно делают уроки и при неудачном результате в  самостоятельном решении постоянно транслируют мысль о том, что «без меня ты не справишься, только благодаря мне у тебя хорошие оценки»? (цитата из реального случая).

6. Неблагополучные отношения в школе (конфликты с учителями и одноклассниками).

И первое, и второе не редкость в наших школах. Если учителя  в наше время, транслирующее индивидуально личностный подход к каждому учащемуся, позволяют себе давить, недооценивать, предъявлять чрезмерные требования, унижать, что говорить о сверстниках.

7. Отношения с противоположным полом «Не хочу учиться, а хочу жениться».

Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, общение с противоположным полом, желание душевной близости, принятия, понимания. На этом фоне формируются первые привязанности, приходят первые разочарования, сопровождающиеся сильными эмоциями и чувствами.

8. Акцентуации характера. Это усиление личностных черт, которое происходит на фоне подростковых изменений. Акцентуация не считается психическим расстройством и является крайним вариантом нормы, определяет поведение и поступки личности, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. В сложных для человека ситуациях осложняет жизнь ему и окружающим.

9. Плохая компания.

 

Что делать если ребенок не хочет учиться?

Есть 4 способы действия в этой ситуации:

    найти причину нехотениязамотивировать и заинтересоватьнадавить и заставитьотпустить

Решать Вам, однако разобраться в ситуации самостоятельно, крайне непросто, совместная консультация с психологом поможет вам  выявить причины снижения учебной мотивации и наметить правильные пути решения и коррекции проблемы.

Психолог, кандидат психологических наук

Шелепова Е.С.

89105315092

https://vk.com/psycentr_ovas

Демидова Елена Сергеевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...