Из рабочего процесса:
Еще одна замечательная фраза-маркер, которая часто означает совсем не то, что кажется на первый взгляд, это фраза: «Мой ребенок развит гораздо лучше своих сверстников, поэтому они ему не интересны».
Как правило, так говорят родители о старших дошкольниках и младших школьниках. Обычно это значит на практике, что с ребенком не играют ровесники, но при этом ребенок хорошо находит общий язык со взрослыми или детьми значительно старше его: «бабушки у нас во дворе на него не нарадуются».
Если присмотреться внимательнее к задачам этого возраста (дошкольного), то одной из основных становится развитие коммуникационных навыков в игре. В этот период ребенок учится договариваться, давить и уступать в зависимости от условий и обстоятельств, в которых оказывается, лидировать и поддерживать лидера. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что существуют другие люди с их границами и интересами. Эти границы и интересы люди пяти-семи лет готовы отстаивать, иногда агрессивно и с кулаками. А вот взрослые люди всегда пойдут на встречу, уступят малышу, тем более если почувствуют угрозу буйства: пусть первым кидает кубик, пусть выберет конфету, которая нравится, пусть переиграет жребий, если ему не нравится… Пяти-шестилетний человек считает – совершенно справедливо, надо сказать, — себя в праве рассчитывать на те же самые привилегии, следовательно с ним труднее договориться.
Чтобы научиться договариваться, детям этого возраста часто нужна помощь взрослого. Иногда непосредственно во время возникшего спора, и гораздо чаще после прояснения отношений, когда ребенок анализирует происшедшее, пытается понять, что собственно произошло, почему товарищ повел себя так, а не иначе. Взрослый может помочь найти вдумчивые и глубокие ответы на эти вопросы, способствуя тем самым коммуникативному развитию своего ребенка.
Таким образом, родительская фраза: «Мой ребенок развит гораздо лучше своих сверстников, поэтому они ему не интересны» довольно часто означает: «Мой ребенок еще недостаточно коммуникативно развит». Чтобы проверить это предположение можно задавать следующие вопросы:
1. Насколько легко ребенок вступает в контакт со сверстниками? Есть ли такие места, где ребенку предоставляется такая возможность?
2. Есть ли у ребенка друзья?
3. Как много времени ребенок с ними проводит? Какую часть этого времени дети играют самостоятельно?
Ответы на эти вопросы помогут сориентироваться в ситуации. Даже если перед вами вербальный вундеркинд, его коммуникативное развитие может отставать от интеллектуального и создавать ему трудности общения. А родители смогут помочь, если будут видеть перед собой задачу коммуникативного развития, а не превосходство интеллектаульного.
Бердникова Анна Геннадьевна
Источник: