психология

Нейропсихология, миндалина и родители

Каждый из нас, ныне живущих, обязательно имел маму и папу. Наши матери – это первые объекты нашей привязанности. Они учат нас тому, как смотреть на мир и что видеть в нем, учат общаться, учат обращаться со своими и чужими чувствами. Эта связь между ребенком и матерью настолько фундаментальна, что отпечатается в нервной системе и отложит на ней свой уникальный отпечаток.

LeDoux (ЛеДу) пишет: «Во время травмирующей ситуации обучения сознательная память создается системой, включающей гиппокамп и связанные с ней области коры, и бессознательной памятью, созданной механизмами формирования страха, действующими через систему на основе миндалины. Эти две системы работают параллельно и хранят различную информацию, относящуюся к опыту. И когда позже встречаются стимулы, которые присутствовали во время первоначальной травмы, каждая система потенциально может восстановить свои воспоминания. В случае системы миндалины, поиск приводит к выражению телесных реакций, которые готовят организм к опасности, а в случае активации системы гиппокампа возникают сознательные воспоминания».

Таким образом, согласно LeDoux, механизмы мозга, которые регистрируют, хранят и извлекают воспоминания об эмоциональном значении травмирующего события, отличаются от механизмов, которые обрабатывают сознательные воспоминания и познания об одном и том же событии. Миндалина хранит эмоциональную память, а гиппокамп и неокортекс хранят когнитивную память. Эмоциональные реакции могут происходить без участия высших систем обработки мозга – тех, которые вовлечены в мышление, рассуждение и сознание.

Цитата по Jeffrey. E. Young «Schema Therapy»

Знакомы ли вы, каким особенным образом работает миндалевидное тело мозга у человека? Я думаю, имеет определенный смысл остановиться на этом чуть подробнее.

    Система миндалины бессознательна. Эмоциональные реакции могут формироваться в миндалине без какой-либо сознательной регистрации раздражителей. Как утверждал Zajonc (1984), эмоции могут существовать без познания.Система миндалины быстрее. Через таламус поступает опасный сигнал как к миндалине, так и к коре. Однако сигнал достигает миндалины быстрее, чем достигает коры. К тому времени, когда кортекс (кора) распознал сигнал опасности, миндалина уже начала реагировать на опасность. Как утверждает Zajonc (1984), эмоции могут существовать до познания.Система миндалины является автоматической. Как только система миндалины проводит оценку опасности, эмоции и телесные реакции происходят автоматически. Напротив, системы, вовлеченные в когнитивную обработку, не так тесно связаны с автоматическими ответами. Отличительной чертой когнитивной обработки является гибкость реагирования. Когда у нас есть познание, у нас есть выбор.Эмоциональные воспоминания в системе миндалины кажутся постоянными. LeDoux пишет: «Память бессознательного страха, образовавшаяся в миндалине, кажется, неизгладимо врезана в мозг. Они, вероятно, с нами на всю жизнь». Существует ценность для выживания в том, чтобы никогда не забывать об опасных раздражителях. Эти воспоминания устойчивы к угасанию. В состоянии стресса даже стихийные страхи часто стихийно повторяются. Вымирание предотвращает выражение условных реакций страха, но не стирает воспоминания, лежащие в основе этих реакций. «Угасание… включает в себя корковый контроль над выходом из миндалины, а не удаление записи из памяти миндалины».Система миндалины не делает тонких различий. Система миндалины склонна вызывать условные реакции страха на травматические раздражители. Как только эмоциональная память сохраняется в миндалине, последующее воздействие раздражителей, даже немного напоминающих присутствующие во время травмы, вызовет реакцию страха. Система миндалины обеспечивает грубое изображение внешнего мира, в то время как кора обеспечивает более подробные и точные представления. Именно кора отвечает за подавление реакций, основанное на когнитивных оценках.Система миндалины эволюционно предшествует высшим кортексам. Когда человек сталкивается с угрозой, миндалина запускает реакцию страха, которая очень мало изменилась в течение эонов и которая распространена по всему животному царству и, возможно, даже у низших видов. Гиппокамп также является частью эволюционно более старой части мозга, но связан с неокортексом, который содержит более позднее возникшую высшую кору.


    Цитата
    по Jeffrey. E. Young «Schema Therapy»

 

А теперь переведем это на русский язык: травматический опыт, испытанный ребенком в контакте со Значимым Другим способен отложиться в миндалевидном теле мозга, которое автоматически и бессознательно реагирует на триггер опасности. Это означает то, что, попадая в ситуацию, напоминающую по определенным признакам что-то травматичное из личного опыта человека, мозг запускает эмоциональную реакцию, которая является совершенно неконтролируемой и несознательной. И лишь через некоторое время верхние слои коры головного мозга могут вернуть человеку контроль над своим поведением и аффектом.

Знакома ли вам такая ситуация? Когда происходит что-то – и вы моментально включаетесь, даже не понимая толком, что же происходит. И лишь через некоторое время вы обнаруживаете себя с пылающими глазами. Или напуганными. Или растерянными. Многих из этих реакций было «вложено» в нас еще в далеком детстве Значимыми Другими.

Именно эта первичная привязанность ребенка с матерью и/или отцом несет свойство формирования: личность формируется в контакте со Значимым Другим. Те послания, те поступки, те отношения, те описания, которые проявились в контакте со Значимым Другим сформируют определенные структуры нашего мышления – и нашего мозга, которые могут оказаться адаптивными и гармоничными, но могут оказаться совершенно деструктивными.

В конечном итоге, те события, которые происходили в контакте привязанности между ребенком и Значимым Другим (чаще матерью) – оставят огромный след в его жизни, то есть именно то, что мать делает и говорит, насколько чутко относится к ребенку и даст начало становлению личности. Как вы помните, личность очень условно состоит из трех главных компонентов: когнитивного компонента, аффективного (или эмоционального) и поведенческого.

Когнитивный компонент формируется в первые годы и трансформируется во время жизни. И хоть различные течения психотерапии уделяют разные доли внимания когнициям клиента, следует постоянно иметь ввиду, что первичная привязанность (а также неотреагированный травматичный опыт) оказал на них огромное влияние.

Даниил Островский

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...