Мне хочется порассуждать вот на какую тему: как настроение – моё или обсобеседника может повлиять на восприятие эмоций и не только эмоций?
— И не только на то как мы воспринимаем, но и как мы транслируем эмоции другим людям.
Это как у актёров – мы желаем передать что-то, какие-то эмоции, какой-то настрой, какое-то своё понимание, но… толком не можем этого сделать, так как к нашему разумному намерению примешивается какое-то собственное, толком и не осознаваемое состояние…(Правда, профессиональные актёры при желании могут транслировать эмоции с учётом своего состояния).
(Кто мы в глазах окружающих? Как мы себя воспринимаем? И кто мы на самом деле? А кто вообще склонен фиксировать восприятие нас самих?)
Может быть, в процессе передачи и приёма эмоций от человека к человеку играет важнейшую роль Внутренний Ребёнок – весь такой непосредственный, эмоциональный?.. Но ведь и Родитель также не лишён эмоциональности, пристрастности в восприятии..
Один психолог в своих беседах сравнил наши эмоции, «звучащие» в течение дня, с музыкальными инструментами в оркестре. И как слушатель в зале не всегда слышит, осознаёт звучание иных инструментов, так и мы в процессе общения – вербального и невербального – не всегда осознаём те или иные эмоции – свои и оппонента.
— А я не это сказал.
— А я это услышал…
Стоит выделить три основных вида эмоций:
1-й вид – аффекты. В оркестре это – звук литавр. Или же барабан. Быстрые, резкие всплески: испуг, гнев, растерянность, восторг… и многое другое. В течение дня мы можем два, три и больше раз испытывать разнообразные аффекты.
2-й вид – настроение. Основная мелодия оркестра. С определённым настроением мы засыпаем, просыпаемся; мы можем впасть в уныние, можем обрадоваться, успокоиться, растревожиться и сохранять эти эмоции как определённый настрой души в течение длительного времени – минут, часов, может быть, даже нескольких дней.
3-й вид – фоновое чувство. В музыке это что-то постоянно повторяющееся, всплывающее из-под основной мелодии, какой-то рефрен, припев, даже особая тишина какая-то… Наше фоновое чувство удерживается неизменно, с небольшими колебаниями неделями, месяцами, иногда — годами. Оно не всегда осознаётся так ясно, как настроение, оно где-то в подсознании, но наши собеседники зачастую – тоже неосознанно – чувствуют его и – не вполне осознанно – на него реагируют. «У тебя неважное настроение» — «Нет, оно сейчас у меня хорошее» — «Не совсем – просто это чувствуется в общении с тобой».. Фоновым чувствам можно присваивать имена, например: «Жизнь трудна..»; «Весь мир – бардак»; «Идёт борьба в жизни»; «Жить хорошо»; «Люблю окружающий мир»; «Чего-то хочется..»; «Что бы ни случилось – всё к лучшему»; Тревожненько что-то…» и так далее.
К чему это было сказано? А к тому, что по-разному люди воспринимают наши эмоции, и по-разному заражаются ими. (За аффектом надо увидеть настроение; а за настроением – фоновое чувство. Только с учётом этого можно плодотворно общаться, работать с людьми, руководить людьми и самим собой.) Аффекты заражают быстро. И проходят быстро. Часто мы забываем об аффективных проявлениях, даже если был серьёзный конфликт… Настроение – оно заразительно, как мастерство – тот, кто владеет собственным настроением, умеет его регулировать, тот может своё настроение передать, сообщить другим. А фоновое чувство, как уже говорилось, «сидит» в подсознании, и очень-очень заразительно. Именно этим можно объяснить успех либо неуспех многих артистов, политиков, преподавателей, медиков, военачальников. (Несчастливость заразна; связался с неудачником – сам через год станешь неудачником, если не будешь постоянно включать осознание, противостоять этому активно.) Правда, есть ещё понятие экспектаций, т.е. ожиданий от человека чего-то уже привычного – ведь его фоновое чувство со временем может сильно поменяться, а устоявшееся восприятие этого человека по инерции останется прежним. Исходя из сказанного, делаем вывод – нужно развивать «психологический слух», как музыканты и меломаны развивают слух музыкальный, отделять аффекты и настроения от фонового чувства.
— А кто он в стрессе? Наверное, в это время проявляется его подлинное «Я»?
— Нет, скорее всего, какая-то его больная часть…
Дети хорошо чувствуют настроение родителей, наставников; дети постарше, подростки восприимчивы к фоновому чувству – а ведь нередко педагог, «настраивая» своё настроение, «выносит за скобки» фоновое чувство, пытается надеть на себя маску и – становится непонятым учениками…
Существует ли что-то более глубокое и фундаментальное, чем фоновое чувство? Видимо, да, но это уже выходит за рамки психологии общения, психологии игр, это уже что-то «от Бога», связано с наследственностью – прямой и косвенной…
Классификацию эмоций можно приложить и к лингвистике. Допустим, человек кроме родного, «материнского» языка неплохо знает какой-то другой язык (не только читает, но и пытается думать на нём). Попади он за рубеж, в языковую среду своего второго языка, через некоторое время он будет по большей части говорить и мыслить на этом языке. Однако фон – родной язык – остаётся всегда с ним и постоянно о себе напоминает.
Если кто-то становится неофитом какого-либо мировоззрения, например, религии, но изначально воспитан в духе механистическом, этот фон также будет за ним следовать.
То же можно сказать и о практических, профессиональных навыках…
Можно, как итог, сказать – от того, как человек может осознавать и отслеживать свои эмоции, зависит, как пишет он свой «жизненный сценарий», свою судьбу.
Карпов Владимир Николаевич
Источник: