Ненависть – это сильная неприязнь. Ненависть может возникать к вещам, к людям и к себе. Ненависть присуща каждому человеку. Она может быть очень короткой и длится несколько мгновений, может продолжаться несколько дней, месяцев или лет, а может переходить из поколения в поколение.
Ненавидеть можно людей за похожесть или непохожесть на нас, группы людей, национальности или расы. Долго ненавидеть можно тех, кто разрушает значимые отношения. Мгновенная вспышка ненависти свойственна ребенку, который не сумел добиться желаемого.
Ребенок не в состоянии справиться со своей ненавистью самостоятельно, поэтому ему необходимо осознавать, что рядом с ним находятся близкие люди, способные справиться с теми чувствами, с которыми он сам пока справиться не может. Если родители не в состоянии выдержать ненависть ребенка, то ребенок будет искать такого человека вне дома. Если ребенку не удастся найти того, кто выдержит его разрушительные стремления и сможет адекватно отреагировать на них, то есть большая вероятность, что он выйдет из под контроля и с ним будет трудно справиться.
Это один случай развития ситуации, в другом случае, не найдя человека, способного выдержать его ненависть и желание разрушать, ребенок может решить, что он самостоятельно должен нести бремя ответственности за свои чувства, так, как никто больше не в состоянии справиться с ними. При этом он начинает скрывать свои чувства и вместо того, чтобы разрушать, ведет себя хорошо и угождает окружающим. Таким образом он пытается заботиться о близких людях, боясь, что они могут не выдержать его разрушительной направленности и умереть.
Чувства детей более конкретны, чем чувства взрослых. Они могут либо любить, либо ненавидеть. У ребенка возникает необходимость отделять эти чувства друг от друга, т. к. он не в состоянии справиться с одновременным существованием этих чувств в отношении одного человека.
Когда ребенок требует от родителей удовлетворить свое желание и получает отказ, он испытывает ненависть к ним. При помощи криков и истерик он пытается сломить сопротивление родителей и получить желаемое. Такое поведение говорит о том, что ребенок нуждается в родителе, который знает когда нужно сказать «нет».
Родители могут расценивать свой отрицательный ответ ребенку, как лишение его родительской любви. Им может потребоваться большое мужество, чтобы не сломаться и не пойти на поводу у ребенка, удовлетворив его требование. Желание уступить ребенку связано с желанием родителя продемонстрировать свою любовь, чтобы уменьшить ненависть, ощущаемую в себе или в ребенке.
Если родитель легко идет на уступку ребенку, то ребенок воспринимает эту победу, как доказательство любви и в дальнейшем он будет повторять такую модель поведения, когда у него появиться потребность почувствовать любовь. Но уступка родителя не свидетельствует о наличии истинной любви. Проявление истинной родительской любви заключается в способности установить для ребенка границы того, что допустимо и выдержать его негативные чувства. Зачастую проявление ребенком негативных эмоций и плохого поведения направлено именно на то, чтобы родители установили ему допустимые границы и смогли их удерживать.
[/url]Не справляющиеся с разрушительным поведением ребенка родители могут начать откупаться от него, выполняя его желания. В этом случае у ребенка появляются мысли, что в нем есть что-то такое, с чем не в состоянии справиться даже родители. Он может утратить чувство безопасности, которое обеспечивается возможностью родителей выдерживать его ненависть. И тогда ребенок будет считать себя чудовищем, внутри которого живет что-то плохое, с чем не в состоянии справиться даже родители.
Не ощущающий свою безопасность ребенок имеет склонность к воровству и к противоправному поведению, бессознательно ища человека, который сможет установить ему границы и выдержать его разрушительные стремления. Если ему удается найти такого человека, то необходимость в плохом поведении отпадает. Если попытки не увенчались успехом, то плохое поведение выходит за рамки семьи и начинает проявляться в школе, на улице, в других местах. В конечном итоге плохое поведение может перейти установленные законом рамки и перерасти в правонарушение или преступление.
Таким поведением ребенок пытается наказать окружающий мир за невнимание к его потребностям. В конце концов местом, которое может выдержать его разрушительное поведение и в котором будут определены границы дозволенного становится тюрьма.
Подросток нуждается в противодействии со взрослыми, в том числе и с родителями. Если родители не могут выдержать это противодействие, то став взрослым, такой ребенок может превратиться в тирана, требующего от окружающих, чтобы ему постоянно уступали.
Родителям необходимо быть готовым выдерживать негативные чувства ребенка, не рассчитывая, что ребенок сможет понять причину его поведения. Им следует осознавать и принимать испытываемую им в этот момент по отношению к ребенку ненависть и помнить, что твердая родительская позиция необходима для нормального развития ребенка.
Елена Бархатова
Источник: