Есть такая категория деток: неконтактные.
И речь не о заболеваниях, при которых в силу физиологических причин человек не способен построить отношения с социумом.
Речь об очень банальных вещах. Стеснительность, неуверенность, растерянность, напряженность в общении.
Нередко можно заметить, как на детской площадке ребенок играет один в сторонке. Или все радостно галдят на утреннике в детском саду, а кто-то цепляется за маму или сидит насупленный в уголке. В школе – в каждом классе есть изгои одиночки. И вы наверняка знаете подростка, который терпеть не может компании, тусовки и школьные мероприятия.
Взрослая жизнь переполнена хронически одинокими людьми.
Причин такого поведения много. Некоторые лежат на поверхности и относятся к простому незнанию, как налаживать контакты. Тут достаточно обратить внимание ребенка на то, как это делают другие или сам родитель и дело сдвинется. Некоторые причины лежат глубже и относятся к дефектам воспитания. Тут уже без работы с психотерапевтом не обойтись. Есть и глубокие повреждения личностных черт, которые ведут к таким последствиям. Это, к сожалению, практически не исправимо.
Но есть еще одна причина, о которой мало знают и не очень жалуют. Гормоны.
За каждой эмоцией и чувствами, как бы грубо это не звучало, стоит определенный гормональный набор. Выработка гормонов зависит не только от здоровья, но и от образа жизни, а значит на нее можно влиять.
Какой же гормон отвечает за привлекательность человека для социума и его желание общаться?
Окситоцин. Женщинам он хорошо известен по другой своей функции – регулятора родовой деятельности и лактации.
Однако психофизиологические функции этого гормона не менее важны. Дефицит этого гормона делает человека замкнутым, не интересным для других людей.
Тон выработке задается в первые месяцы жизни ребенка. Объятия, нежный и добрый контакт глаза в глаза, грудное вскармливание дают ребенку всплески этого гормона и настрой на определенный уровень.
Потому чем больше объятий, контакта и общения – тем больше норматив выработки и в дальнейшем.
Но, к сожалению, жизнь иногда складывается не идеально. И даже если первые месяцы жизни были правильными, в последующем стресс, болезни, изменение окружения может изменить уровень гормона у ребенка.
Специфические заболевания; холодность, грубость, враждебность няни, персонала медучреждения или детского садика; напряженность в семье делают свое серое дело.
Страх, одиночество, чувство ненужности — враги нормальной выработке этого гормона.
Как помочь ребенку?
Массаж. Курс массажа окажет не только укрепляющее воздействие на организм, но и существенно поднимет уровень гормона. Для деток, склонных к застенчивости, одиночеству массаж должен стать регулярным. Это и 15 дневные курсы не менее 2-х раз в год и поддерживающий сеанс раз в две недели. Лучше у детского специалиста, который, как правило, умеет расположить ребенка к процедуре.
Пение. Но не принуждение ребенка к занятию в хоре, а домашнее подражание любимым песенкам из мультиков или фильмов. Для более старшего ребенка будет заразителен Ваш пример пения во время домашней уборки либо в душе. Он обязательно попробует.
Танцы. Подойдет любой вариант: профессиональные занятия, самостоятельное разучивание с помощью Ютуба, просто шуточные танцы победы, радости.
Планирование событий. Чаще планируйте интересные события, которые ребенок будет с нетерпением и долго ждать. Предвкушение чего-то интересного и желанного работает не хуже, чем само исполнение желания. Для этого можно отметить дату на календаре и периодически отсчитывать, сколько осталось времени.
Если эти мероприятия можно практиковать время от времени, то нижеприведенные должны стать постоянными спутниками.
Молитва. Обращение к духовному меняет человека, а детство – самое время дать ребенку эту мощнейшую опору. Ученные не раз фиксировали, что молитва дает изумительную перестройку гормонального фона человека. Да собственно наука ничто по сравнению с тем, как выглядят искренне молящиеся люди: добрый и светящийся взгляд, теплота, к которой тянуться окружающие.
Объятия. Это, пожалуй, самая любимая приманка для окситоцина. Обнимайте с утра, обнимайте в течение дня, обнимайте вечером! Но что делать, если уходим на работу — ребенок еще спит, приходим – уже спит? Либо отношения с ребенком не складываются и объятия невозможны? Или родитель так воспитан, что не знает что такое объятия, и соответственно не обнимает своих детей?
В деле объятий самый лучший заместитель и помощник – домашний питомец.
Стремление детей притащить в дом живность не просто каприз. Дети инстинктивно чувствуют, где их спасение. И если ребенок кидается к любому щенку или котику на улице – задумайтесь, не стоит ли за этим нехватка теплых отношений?
Подарите ребенку щенка или котенка, с которым он сможет вдоволь обниматься, и всплеск окситоцина обеспечен! Собака имеет ряд преимуществ: активная игра с ней так же способствует всплеску самых положительных эмоций, а собака к играм готова всегда! Забота и обязанности в отношении четвероногого друга воспитывают ответственность, приучают к режиму. Процесс дрессировки воспитает в ребенке уверенность в себе. А если вы возьмете собаку из приюта или подберете с улицы – ребенок получит неоценимый духовный урок доброты и понимания помощи слабому.
Но главное – ваш ребенок получит безлимитный доступ к обнимашкам!
И не зависть к обладанию щенком привлечет в жизнь вашего ребенка друзей, а его светящиеся глаза и жизнерадостность!
Фортунатова Оксана Васильевна
Источник: