психология

Невероятные абстрактные МАК

Абстрактные метафорические карты обычно вызывают много вопросов — здесь нет никаких персонажей, событий, мест. Здесь вообще, на первый взгляд, нет ничего понятного. Только цветные или чёрно-белые линии и пятна.

Что с ними делать?
Давайте посмотрим на эти карты с двух сторон — со стороны абстрактного искусства (что, в общем-то логично, поскольку карты — это нарисованные картинки) и со стороны психологии (что, в общем-то, естественно, поскольку карты — психологический инструмент)))
Не обойдётся и без исторических экскурсов!

Сначала про искусство. Потому что оно — отражение процессов и тенденций, происходящих в обществе. А психология — частная отрасль, изучающая, в том числе, как человек встраивает себя в эти самые общественные процессы.

Надо сказать, что абстрактное искусство было свойственно человеку всегда — элементы его находят уже в первых рисовательных человеческих экспериментах в пещерах. Становление абстракционизма как отдельного направления приходится на конец 19 — начало 20 века.

Для пояснения — Что есть абстрактное искусство? Это догмат цвета, формы, линии. Иногда его называют неизобразительным, подчёркивая тем самым важную особенность — такое искусство не пытается изобразить реальную действительность, оно в большей степени передаёт эмоциональное впечатление художника, который делится им со своими зрителями.

Здесь я неимоверным усилием воли останавливаю исторический экскурс. В конце текста дам ссылки на несколько коротких и очень толковых статей по истории абстракционизма.

Подчеркну несколько важных для меня вещей:
1. Абстракционизм не просто так стал массовым (и модным) направлением — он отразил стремление людей перейти на новый уровень понимания себя и мира — как абстрактной идеи. Ещё не случилось открытий квантовой физики, но человек уже понял (вспомнил), что он, как и всё вокруг — всего лишь форма, фигура, в которую сбились атомы и которая когда-нибудь распадётся. Человек стал ощущать своё единство со всем живым и неживым миром и на уровне эмоций, желаний, и на уровне форм, идей.
2. Человек начинает использовать абстрактное искусство как один из универсальных языков (как музыка, математика), доступный для понимания любому человеку вне зависимости от цивилизации и образа жизни. Эмоциональный компонент, экспрессия, впечатление выходят на первое место.
3. Не секрет, что абстрактное искусство понимается и воспринимается с интересом далеко не каждым человеком. К этому склонны более свободные люди, готовые выйти за рамки условностей, посмотреть на мир шире, увидеть его по-другому, допускающие нелинейность времени и пространства, да и вообще другие картинки мира.

В общем, вот такие штуки происходят в искусстве.

А в психологии тем временем происходит вот что.
Достопочтенный Зигмунд Фрейд, а за ним и его ученик Юнг обращают внимание на важность ассоциаций и символов в работе по расшифровке человеческого сознания. Какая-то удивительная штука — почему-то на ум приходят странные слова, они цепляются друг за друга, выстраивают цепочки и благодаря этому начинаешь лучше понимать, кто ты и что с тобой происходит.
Это раз.

А ещё в психологии начинает активно преобладать механистичная, естественно-научная концепция. Одним из последствий которой становится появление тестов. Кажется, всё просто — есть стимульный материал, есть таблица с возможными вариантами ответов, опираясь на которую можно определить человека в ту или иную категорию — вот так нас стали раскладывать по абстрактным ячейкам))) Началось всё с двух ячеек "больной — здоровый", а потом они становились всё сложнее и росли в количестве.
А тут ещё и запросы растущей экономики требовали быстрой и надёжной проверки — подходит человек под требования или нет. Живой контакт всё больше уходит в прошлое, появляется автоматизация — батареи тестов.
В общем — всё способствовало бурному развитию тестирования.

И одними из первых были словесные ассоциативные тесты (В. Вундта, Ф. Гальтона, а затем и Юнга).

Нас же интересует другой тест — чернильные пятна Германа Роршаха (1921 год) — вот он, первый прообраз абстрактных метафорических карт!))) Симметричные чернильные пятна нескольких цветов, которые становятся импульсом, стартовой площадкой для потока ассоциаций клиента.
Но будем помнить важное отличие — карты — не тесты. И даже не инструмент диагностики. А всего лишь способ, инструмент, помогающий установить доверие и раскрыться.

Ещё один кирпичик — знаменитый тест Люшера (1948 год), предполагающий субъективное восприятие одних и тех же цветов разными людьми и связь этого восприятия с процессами, происходящими в психике человека.
Опять же — это тест. Но идея — наша, проективная)) И стимульный материал совершенно абстрактный!)

А дальше — всё просто. Проективные техники активно развиваются в рамках тестирования.
Затем появляется их (проективных техник) разновидность — метафорические ассоциативные карты. В какой-то момент появляются первый абстрактные карты — я так думаю, что это всё же были немецкие Ecco, не нашла информацию о каком-нибудь другом варианте.

Сегодня таких карт не очень много.
Для меня они всегда стоят особняком. Эти карты дают возможность тоньше прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, к своим эмоциям. При должном настрое эти карты глубже открывают доступ к своим собственным мыслям — ведь здесь нет никакого ориентира, никакого фокуса. Мы не цепляемся к осмысленному сюжету, у нас нет никаких направляющих.
Полная свобода. И только наша смелость стоит на границе)

П.С. Знаменитый экран проекций, сновидений Фрейда совершенно чистый — пустая белая карта.
Стояла я однажды перед ним в музее Фрейда в Питере — интересное переживание.(На фото как раз этот момент).
Но полное отсутствие стимулов — обычно совсем страшно для нашего опасливого ума. Такие демоны могут проявиться!)
Я подозреваю, что именно по этой причине практика психоанализа длится так долго. Нашему уму почти невыносимо сталкиваться с абсолютной пустотой.

Давайте поддержим наш ум некоторым стимулом, чуть направим его, но иногда и будем готовы рискнуть взглянуть в лицо абстрактного хаоса — ведь ровно тоже самое творится в нашей душе. И только нам самим под силу навести в ней порядок, структурировать истории, события и явления так, как нам это важно.

 

А вот те самые ссылки на толковые статьи про абстрактное искусство6

— http://zen-designer.ru/arts-history/192-abstractionism
— http://rusavangard.ru/online/history/abstraktnoe-iskusstvo/
— ну и википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC?fbclid=IwAR0CXbCif7YgO9pRmDUZkURH2Ak89GpfqGYpO4klwBX8CBsTyOci2Ez8twM

Ромулус Ольга Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...