Каждый из нас сталкивался с таким явлением, как обесценивание. Природа обесценивания сложна.
Это, с одной стороны, защитный механизм, который возникает в психике человека не совсем осознанно, то есть человек либо не задумывается над тем, что он произносит, либо намеренно, подавляюще уходит в эту позицию, чтобы сделать больно своему собеседнику.
Чем токсичнее человек, тем больше всевозможных деструктивных вариантов реагирования в его поле зрения.
Так, часто в практике обесценивания появляются ноты враждебности от собственного ограниченного мироощущения и мировоззрения.
Например, человек, живущий неполноценной жизнью, не удовлетворенный своим положением или социально недореализованный, копит обиды на мир, на окружающих людей, в том числе на своего ребенка, родственников, друзей и тд.
Рассмотрим пример типичного невротического обесценивания.
Человек постоянно недоволен миром. Любое действие извне выводит его из равновесия. Так, например, сидя за рулем своего авто, он уходит в агрессивную позицию: " Вот откуда у людей столько денег?! Что они дома не сидят! Нечего делать, все дороги переполнены! Вот эта дура в красной тачке! Откуда у нее машина! Купила права ". При этом, в таком напряженном состоянии при движении человек сам теряется, обесценивая и злясь на окружающих.
"Ужас! Кошмар!" — квитэссенция его диалога с миром.
Обесценивание у невротиков вызвано неудовлетворенностью как собственной жизни, так и жизнью своих детей. Добиваясь успехов в своей, но не доступной для понимания родителями, сфере, например, психология остается недоступной для людей с ригидным, формализованным подходом, труды детей обесцениваются и эмоционально продавливаются.
Так, острыми моментами будут в невротическом поведении неудобства и дискомфорт при разговоре с человеком другого уровня и душевного склада.
Разумеется, что человеку легче обесценить и исказить, например, речь своего ребенка-психолога, нежели прочувствовать и понять (что невозможно в принципе).
Так, рассказывая о сложности каких-либо направлений в науке и в собственном познании, обесценивающий невротик может тут же перевести разговор на тему известной медийной личности, оставив своего собеседника в недосказанности.
При попытках донести информацию до человека, обратная связь воспринимается в штыки и знаменуется следующими постулатами:
"Почему диссертацию не защитил (-а)?"
"В наше время никаких психологов не было!"
"Психолог это не профессия!"
"Как ты можешь быть психологом, если ты с матерью ТАК разговаривает?".
"Тебе самому лечиться надо!"
Соответственно летят пики и жестко подавляются, обесцениваются профессиональные и личностные границы собеседника.
Поведенческие реакции деформируют межличностные отношения и вызывают вполне адекватную агрессию у собеседника.
Подобный опыт взаимодействия, с одной стороны, может сильно рсзбалансировать здорового человека, вызвать желание выйти из-под контроля, которым буквально одержим обесценивающий невротик. С другой стороны, это побуждает человека, находящегося под ударом, искать другие способы вынужденного взаимодействия с таким обесценивающим невротиком, минимизируя очное общение и устанавливая экологичную защиту личностных границ.
Архангельская Надежда Вячеславовна
Источник: