Для психотерапевта одной из главных сфер деятельности, которой он занимается, является лечение неврозов.
Невроз – это расстройство различных функций организма, причиной которого является патогенные (т.е сильные противоречивые) переживания в душе человека. Эти переживания касаются очень важных отношений, например, отношений с самим собой, отношений с миром, с значимыми людьми. Но при этом на сознательном уровне этот конфликт не осознается, т.е. сам человек о нем ничего не знает. И тогда эти переживания вызывают такое огромное внутреннее напряжение и тревогу, что появляется невротический симптом, который служит каналом для сброса напряжения. Невротический симптом может быть соматический (например, в виде болей в самых различных органах), когнитивный (в виде навязчивых мыслей или действий) или являться расстройством эмоциональной функции (тревога, депрессия психогенная или невротическая). Т.о. главная суть невроза — это появление бесконтрольного поведения или симптома, например, панических атак, фобических страхов, навязчивых мыслей или действий, невротических нарушений дыхания, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, заикания и многих других.
Почему одни люди осознают свое внутреннее противоречие, а другие нет? Т.к. при неврозе человек пытается избежать и не видеть своих противоречий. Также в появлении невроза играют такие факторы, как врожденные особенности (например, сангвиники и флегматики значительно реже болеют неврозами), особенности воспитания, жизненные установки и ценности, а также внешние стрессовые обстоятельства. Все неврозы можно условно разделить на 3 группы: истерический, неврастения и невроз навязчивых состояний. С чего же начинается истерический невроз? Ребенку с детства говорят или транслируют, что он самый лучший, самый красивый или умный, т.е. в чем-то исключительный. Им восхищаются, когда он выступает на публике и постепенно он начинает думать, что он центр вселенной. Или наоборот, ему дают понять, что он самый худший в мире, что он неумеха или бесполезный, глупый или бестолковый, иногда сравнивая с другими: «А вот у твоей подруги лучше получается!» (т.е. две крайности воспитания). При неврастеническом неврозе, родители любят только, когда ребенок послушный, удобный или, например, когда учится на одни пятерки и он всеми силами пытается заслужить похвалу и любовь. Т.е. во главу угла ставится его социальное значение, а не то, что он ценность сам по себе, пусть и без пятерок. При психастеническом неврозе ( т.е. неврозе навязчивых состояний) есть противоречие между позициями воспитания родителей, мама говорит одно, а папа другое и тогда ребенок, который любит их обоих впадает в тревогу и не знает, что ему делать: как просит мама или как хочет папа? Впоследствии это ведет к сложностям принятия решения, есть ощущение, что ты хорош только когда не высовываешься. Во всех этих примерах внутри человека возникает непреодолимый внутриличностный конфликт. При истерическом неврозе: хочу внимания, жду, что мне его дадут или сделают, как я хочу, но люди меня не слышат. Я так хочу, что не могу от этого отказаться. При неврастении образуется другой внутриличностный конфликт: «я должен» быть хорошим специалистом, хорошей женой, хорошей мамой и т.д., «но не могу». У него высокие претензии и должествования к самому себе. Он требует от себя. Например, нет такой памяти и внимания, чтобы учиться на 5, нет таких внешних данных, чтобы влюбить в себя этого мальчика; не могу быть хорошей мамой, так как помимо дома, еще разрываюсь на работе; нет возможности так много зарабатывать, чтобы доказать маме, какая я умница, чтобы мама гордилась мной. При психастеническом неврозе в противостояние одновременно вступают какое-то сильное желания и такой же силы запрет на реализацию этого желания. Например, хочу завести семью, но маме это не понравится, ведь я должен присматривать за ней в старости.
Психотерапевту приходится подробно разбирать анамнез, историю жизни, помогать встретиться и соприкоснуться со своим конфликтом, пережить эти противоречивые и сильные переживания, чтобы человек по пазлам смог собрать себя и как-то разрешить конфликт желаний внутри. Например, не требовать любви и внимания от окружающих, а самому себе это все организовывать (при истерическом неврозе). Или отказаться от собственной высокой планки по отношению к себе, например, что я должна быть идеальной мамой, хорошей дочерью, первоклассным идеальным специалистом (при неврастении). Или, наконец, расставить приоритет в своих желаниях и долге, что на первом месте, что на втором, тогда не будет психастенического конфликта. А это всегда больно, придется потрудиться.
Огромное значение имеет давность симптома. Если с момента его появления прошло более 5-6 лет, то это уже невротическое развитие, т.е. такой симптом уже практически невозможно вылечить, можно только облегчить жизнь с ним. Часто упущенное время, когда симптом то возникал, то исчезал и через время вновь появлялся, не идет на пользу. Немало случаев, когда человек в отчаянии бегает по врачам, но они не выявляют нарушений со стороны органов. В подобных ситуациях люди испытывают жуткую панику, не понимая, что на самом деле происходит, некоторые опускают руки. По большому счету им нужно срочно искать психотерапевта, а их отсылают к психиатру, который фармакотерапией снижает симптом, но не вылечивает корень проблемы.
Как происходит выздоровление при лечении невроза? Психотерапевт планомерно воздействует на психику пациента, а через психику на весь организм больного. В процессе такого взаимодействия меняются мысли невротика, он начинает смотреть под другим углом на многие вещи, окружающих людей и на себя, меняются его эмоции, т.е. он начинает по-другому реагировать на события. Таким образом, меняется и его поведение. В результате такого психотерапевтического воздействия он вылечивается, проходят его невротические симптомы.
Стоит добавить, что любой невроз – это немного не до конца повзрослевший взрослый и в психотерапии происходит окончательное взросление. Т.о. невроз – это всегда остановка в незрелой позиции, а вылечивание невроза, это всегда взросление.
Вишнякова Светлана Николаевна
Источник: