Работу Джона Боулби по теории привязанности можно рассматривать как начавшуюся вскоре после того, как он окончил Кембриджский университет, и началась она с наблюдений, которые он сделал, работая в доме для неблагополучных мальчиков. Двое мальчиков, оба пострадавшие в отношениях с матерями, произвели на него важные впечатления. Более систематическое ретроспективное исследование Боулби, опубликованное им более десяти лет спустя как «Сорок четыре несовершеннолетних вора: их характеры и семейная жизнь» (Bowlby, 1944), а также наблюдения других (Bender & Yarnell, 1941; Goldfarb, 1943), убедили его, что серьезные нарушения в отношениях матери и ребенка являются предшественниками более поздней психопатологии.
Наблюдения Боулби привели не только к его убеждению, что отношения ребенка с матерью важны для последующего функционирования, но и к убеждению, что эти отношения имеют первостепенное значение для ребенка. Боулби вместе со своим коллегой Джеймсом Робертсоном заметил, что дети испытывают сильные страдания, будучи разлученными со своими матерями, даже если их кормят и о них заботятся другие. Возникла предсказуемая закономерность: ярый протест, сопровождаемый отчаянием (Robertson & Bowlby, 1952). Боулби задумался, почему мать так важна для ребенка.
В то время обе общепринятые теории, которые предлагали объяснения привязанности ребенка к матери, были вторичными теориями влечения. Теоретики психоанализа и социального обучения предположили, что отношения ребенка с матерью возникают, потому что она кормит ребенка (например, Freud, 1910/1957; Sears, Maccoby, & Levin, 1957), и что удовольствие, испытываемое от удовлетворения нужды голода, становится связанным с присутствием матери.
Когда Боулби только начал разрабатывать теорию привязанности, он узнал о результатах исследований на животных, которые серьезно поставили под сомнение эту перспективу. Конрад Лоренц (1935) отметил, что утята привязывались к родителям или даже к объектам, которые их не кормили. Гарри Харлоу (1958) заметил, что младенцы макаки-резус во время стресса предпочитали не «мать» из проволочной сетки, которая обеспечивала пищу, а «мать», покрытую тканью, которая обеспечивала комфорт при контакте. Вскоре были проведены систематические наблюдения за младенцами, и стало очевидно, что младенцы тоже привязывались к людям, которые их не кормили (Ainsworth, 1967; Schaffer & Emerson,1964).
Спустя годы, Боулби вспомнил, что
эта теория [вторичного влечения] не казалась мне соответствующей действительности. Например, если это правда, младенец года или двух привязан только к тому, кто его кормит, а это явно не так. Но если теория зависимости от вторичного влечения была неадекватной, какова была альтернатива? (1980b, p. 650)
Поскольку Боулби обнаружил, что недоволен традиционными теориями, он (1969/1982) начал искать новое объяснение, ведя дискуссии с коллегами из таких областей, как эволюционная биология, этология, психология развития, когнитивная наука и теория систем управления. Он использовал все эти области науки, чтобы сформулировать новаторское предположение о том, что механизмы, лежащие в основе связи ребенка с матерью, изначально возникли в результате эволюционного давления.
По мнению Джона Боулби, эта поразительно сильная связь, что особенно заметно, если ее нарушить, проистекает не из процесса ассоциативного обучения (вторичного влечения), а скорее из биологически обоснованного стремления к близости, возникшего в процессе естественного отбора. Боулби (1958, 1960a, 1960b) представил теорию привязанности в серии работ, первой из которых была «Природа связи ребенка с матерью». Все основные положения теории привязанности были представлены там, по крайней мере, в зачаточном виде. предоставляя, как отметил Бретертон (1992), «первый базовый проект теории привязанности» (с. 762). Эти идеи были позже разработаны в трилогии Боулби «Привязанность и потеря» (1969/1982, 1973, 1980а).
Даниил Островский
Источник: