Ох и не легко об этом написать… Уж слишком много ньюансов как возрастных, полоролевых, межличностных, так и территориальных. Вот на последних и остановлюсь сегодня.
При чем тут территория, спросите вы? А при всем! От того, что в селе живет семья, в районном центре или в городе, зависит СВОЕВРЕМЕННАЯ диагностика, коррекция и развитие аутиста. Качество медицинского обслуживания в младенчестве и на протяжении всего взросления, доступ к логопеду, деффектологу, психологу в дошкольном и школьном возрасте, а также возможность разносторонней социализации находятся в прямой зависимости от места проживания семьи.
Те, кто мне возразят, могут поехать в глухое село хотя бы нашего района и посмотреть на инфраструктуру, которая может быть "опорой и поддержкой" для испуганных родителей. Куда бежать? К кому обращаться, если старожилы сел, да и сами родители считают деток-аутистов "бесноватыми", разбалованными, психически больными?
Даже на ПМПК тоже до недавнего времени аутизм "списывали" под степень умственной отсталости (проблемы интеллектуального развития) или ЗПР (задержку психического развития). Нет специалистов, нет и аутистов.
Когда я искала помощи у педиатра, меня не только не поняли, но и намекнули об уголовной ответственности!!! за то, что хочу сделать ребенка инвалидом. А мне нужны лишь были слова: "Мама, не переживайте, правильный подход и особенности воспитания помогут ребенку быть социально адаптивным. Вот почитайте литературу, обратитесь на консультацию к детскому неврологу, получите помощь психолога и логопеда…" На приеме у психиатра я узнала о Респолепте и врач сказал, что без каких-либо вариантов аутист ОБЯЗАН его принимать, а после совершеннолетия — переведут на диагноз "шизофрения"! НЕТ СЛОВ даже сейчас…
И так, о месте жительстве аутиста. С одной стороны в селе меньше суматохи, мчащихся машин и людей, огромных магазинов, раздражающей глаза, слух и нюх рекламы. Также, близкое общение с природой и животными доступны 24 часа в сутки, чего не скажешь о городских семьях с детками-аутистами. С другой стороны, можно прочитать (хотя не во всех населенных пунктах есть Интернет) рекомендации специалистов, что-то сделать самому, куда-то поехать поучиться (если муж поддержит, ведь с кем оставить ребенка), но для всего этого нужны деньги. И если в городе их можно хоть как-то заработать, то в селе… даже не знаю, какое слово сюда написать… В общем, у родителей, которые приезжали на ПМПК, денег не было даже, чтобы приехать в районный центр.
Аутистов намного больше, чем существуют статистические данные! И пусть в селах не так много жителей, как в городе, про аутистов из сельской местности не нужно забывать, а внимательно присмотреться к
1. замкнутым, агрессивным, отстраненным;
2. талантливым, одиноким, неконтактным;
3. плаксивым, капризным, странным;
4. часто болеющим, пассивным, тревожным (боязливым)
5. конфликтным, отстраненным, само погруженным детям.
Вот только КТО посмотрит на детей и увидит в них глубокую человечность, тонкий настрой, высокую чувствительность, интеллектуальные способности, особые таланты? Родители не проинформированы, учителя заняты преподаванием предметов, психологи, дефектологи и логопеды отсутствуют.
Кто ведет статистику, что происходит с выпускниками школ после их попадания в открытое плавание городской жизни? Тяжело всем аутистам, но… Перед особым учеником из сельской школы открываются не только двери новой жизни, но и внезапное погружение в ЧУЖДУЮ атмосферу вокзалов, метро, торговых центров, площадей… А для аутиста это "новая жизнь без кожи" и чтобы не чувствовать адской боли, ребенок выпадает из системы образования и отношений, а иногда и из самой жизни.
Какой процент учеников так и НЕ СМОГЛИ ЗАКОНЧИТЬ профессиональное обучение, НЕ СОЗДАЛИ семьи из-за депрессивных состояний, НЕ СМОГЛИ работать по специальности, в которой чувствуют себя, как рыба в воде? Сколько их, потерявшихся в этом агрессивном мире? Вопросы открыты для обсуждения, исследования и выводов.
Приглашаю в группу "Духовная арт-терапия. Аутизм, как урок Любви"
Оксана Роздорская
Источник: