психология

О страхе без страха.

«Все виды страха являются органичными составляющими нашей жизни, так как связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество. Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному.»  Фриц Риман

 

 

 Говоря про эмоции, чаще всего люди делят их на  позитивные и негативные. Не то чтобы какие-то из эмоций или чувств были  хороши или плохи. Такое деление происходит  скорее потому , как себя ощущает человек и каковы последствия того  или иного события реального или воображаемого, отраженного эмоциями.

Страх одна из самых негативно окрашенных эмоций между тем  встроена в  бессознательное мудрой природой. Страх   врожденная реакция человека, помогающая сохранить жизнь, подкрепляется физическими компонентами: пантомимика,  мимические изменения, речь- темп, громкость, яркость, экспрессия.  Типологий страха много.

Так Д. Б. Сэдок и Г. И. Каплан разделяют страхи на конструктивные — представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические, которые являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к психопатологиям. 

По уровню воздействия страх делится на три вида:

Биологический- когда есть угроза реальная или воображаемая для жизни и (или) здоровьясоциальный- связан с нарушением контактов, связей, статуса человекаэкзистенциальный – страх присущий всем людям, задающих себе вопросы о жизни, смерти, смысле существования.

 

Биологический страх помог нашим пращурам выжить. Если бы древний человек не боялся, он бы не смог справиться с опасностями окружающего мира. Тревога тоже помогает не только справиться с неопределенной опасностью, но найти ее источник и устранить его.

 

 Биологический страх  включает рептилоидный мозг и автоматические реакции – бей, беги, замри. Эти реакции рефлекторны, заложены в человека генетически и предопределены его природными особенностями. Зная базовую реакцию на стресс, человек лучше понимает себя и свои особенности. Если когда мне страшно, я мгновенно собираюсь и предпринимаю какие-либо действия, то  моя базовая реакция – бей.

Если старший сын  избегает тревожащих факторов, уходит от решений в развлечения или суету — то его реакция  беги.

У младшего сына  от страха мысли становятся вялыми и тусклыми, он впадает в подобие ступора, у него очевидно базовая реакция замри.

«У страха глаза велики» — тело напряжено, дыхание неровное, поверхностное, замирающее, плечи приподняты, глаза расширены, лицо похоже на маску.  Устранение опасности быстро приводит к улучшению физического состояния. Если же стресс оказался слишком большим, если психика не справилась должным образом с травмирующим фактором, может наступить так называемое посттравматическое стрессовое расстройство.

 

Социальный страх часто приправлен стыдом и виной, он формируется под воздействием социума, в первую очередь родителей. Если ребенка часто в семье пугают, строго  наказывают за незначительные проступки, то малыш растет неуверенным, с заниженной самооценкой, со страхом предъявляться в обществе. Эмоциональный опыт отношений с родителями является той самой базой для контактов с миром. Здесь же формируется первая система оценок: что страшно, а что нет, что правильно, а что нет?

Если ребенок тревожный важно обратить внимание на фоновую тревогу взрослых.  Мать, пережившая потерю ребенка, будет неосознанно оберегать следующего ребенка больше , чем того требуют обстоятельства, формируя у него ощущение- мир опасен.

 

Экзистенциальный страх присущ всем мыслящим существам, как часть роста и развития.

-Кто я? Зачем я? – эти вопросы задают себе не только дети и подростки, но и взрослые люди, проходящие очередной кризис развития.

 

В экзистенциальном  страхе,  как правило,   много пустоты. Рост, выход за привычные рамки и пределы сопровождается расширением психического пространства, в котором сначала непривычно, неуютно, как в новом большом доме. 

Вспомните свои ощущения, когда пришли из детского сада в школу.  Страшно вам было? Мне очень. Пугала школа, непонятные новые правила, ответственность. Потом с каждым днем становилось спокойнее и надежнее.  Расширение возможностей всегда вначале сопровождается тревогой, страхом, но при успешном преодолении фрустрации ведет к росту устойчивости, уверенности, силы личности.

 

Кстати, чем отличаются страх и тревога?

Страх имеет отношение к конкретному событию, человеку реальному или предполагаемому, а тревога разлита во времени и пространстве.

-Непонятно, что происходит, просто мне как-то неуютно, дискомфортно.

— Я не знаю, чего боюсь, вроде бы все нормально, но смутное беспокойство подтачивает радость изнутри.

-я как будто ощущаю надвигающуюся угрозу, не могу понять, откуда, но в животе так сосет под ложечкой…

Такие фразы я часто слышу на приеме от людей, склонных к тревоге, мнительных, беспокойных.

 

Родители, приводя детей в терапию, часто просят-

-Помогите избавиться от страхов моему ребенку.

Но страх очень нужен человеку! Как охранный амулет, как система  сигнализации… Избавляться от него не только не нужно, но опасно!

И мы учимся страхи «полюблять» , разговариваем с ними, рисуем их. Выдыхаем страх на ладошку и спрашиваем

— О чем ты хочешь меня предупредить?

— Что позитивного ты мне несешь?

И вдруг из страшного монстра, страх превращается в маленькое существо, которое очень хотело быть услышанным.

 

Трансформация страха раскрывает творческие способности — рисуя, сочиняя сказку ребенок учится быть в контакте с собой, своими чувствами,  развивает творческое Я, воображение, принимает на себя ответственность за свои состояния. Изучая страх, появляется интерес, а вместе с ним доступ к собственным ресурсам.

 

В «Школе фей и волшебников» в программе по изучению эмоционального интеллекта мы делаем простое упражнение, помогающее изучить градации страха.

Обводим ладошку ребенка  и каждый пальчик начиная с мизинца подписываем- тревога, страх, ужас, паника, а большой палец – смелость, которая помогает справиться со страхом.  Закрашиваем пальчики цветом страха (у каждого ребенка он свой, но чаще всего черный) с увеличением нажима.  Смелость, конечно, другого цвета.

Затем показываем страх телом, сжимаясь в комочек, а потом разрешаем телу распрямиться и дышать полной грудью, потягиваемся, машем руками и ногами, освобождая тело от замирания в страхе.

Если регулярно делать такие физические упражнения, ребенок получает телесный навык справляться со страхом,  и в стрессовой ситуации будет чувствовать себя гораздо устойчивее.

Конечно, мы рисуем страх, делаем его смешным — эту практику дети особенно любят в группе. Смешное перестает быть страшным, как и то, что становится интересным.

 

«Глаза боятся, а  руки делают», «Страшно, но интересно» — эти формулы обращения со страхом помогают ребенку, не теряя контакта с телом, чувствами иметь высокий индекс поисковой активности, а  значит, становится успешным,  в том числе и в социуме.

Вытеснение страха напротив, часто ведет к соматизации, к агрессивным всплескам, к торможению духовного роста человека. Страх, поселившийся в сердце, разрушает главное- любовь.

 

            Как поет группа Би-2:

«… там где страх, места нет любви!»

А где нет места любви, там нет места жизни.

Поэтому так важно работать с детскими страхами, с тревожными состояниями взрослых, не позволяя им развиться в более серьезные деструкции- ПТСП, панические атаки и тревожно-фобические расстройства.

Тонкачёва Татьяна Алексеевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...