Групповой анализ и арт-терапия видят метод и цель лечения в раскрытии бессознательного, в обнаружении и признании специфических форм общения личности как со своей внутренней, так и с внешней реальностью. Групповой анализ связан с ощущением одиночества и экзистенциальной незащищённости человека. Он рассматривает отдельного человека в группе, работает с той связью, которая возникает между людьми. В терапевтической группе на поверхность выходят также импульсы уничтожения и разрушения, что делает их доступными для психоаналитической проработки. Однако к исцелению в группе и благодаря группе приводят сохраняющие, созидательные, понимающие и поддерживающие компоненты человеческой сущности.
Арт-терапия помогает выражать значимое другими способами: красками, музыкой, движениями, картинками из журналов и т.д. Многое здесь происходит без слов, в обход сознания. Методы арт-терапии отлично работают в ситуациях неопределённости, неясности, когда имеется масса неосознаваемых или нежелательных переживаний.
Сочетание арт-терапевтических методов и группового психоанализа даёт пациентам в группе возможность в процессе терапии обрести самого себя в контексте других участников группы, постичь свой “людской удел” интеллектуально и эмоционально. Личное бессознательное существует не в одиночестве. Другой отражает то, что неизвестно человеку в его отдельности. В Другом мы видим самих себя, если мы к этому готовы.
Пациенты с ПРЛ (пограничным расстройством личности) сложно тестируют реальность. Для них реальные отношения таят много опасности. Взаимодействуя в группе, они опираются на своё бессознательное представление о том, как всё должно происходить. Арт-терапевтические техники позволяют фантазии о себе и других воплотить в реальность (нарисовать, сделать что-то), посмотреть на это со стороны и внести какие-либо изменения. Таким пациентам важно научиться помогать себе. Именно вынесение их фантазий за рамки личности, отделение её от себя на бумагу даёт возможность это сделать.
Задача психоаналитика при работе с пациентами с ПРЛ — способствовать развитию трансфера и, откликаясь на функционирование пациента, помочь ему в коммуникации на группе. Таким образом, психоаналитик и некоторые участники группы становятся мишенью агрессии пациента. Разрядка агрессии освобождает пациента для сотрудничества с остальными участниками и психотерапевтами в группе, а анализ переноса и его проявления в группе способствует большему тестированию реальности участников группы в своих взаимоотношениях с людьми.
Козенкова Юлия Викторовна – психолог, клинический психолог, арт-терапевт, член РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», специалист психотерапевтического центра «Беркана», Новосибирск.
Костенко Сергей Викторович — клинический психолог, психоаналитик, специалист психотерапевтического центра «Беркана», Новосибирск
Костенко Сергей Викторович
Источник: