Отношения между поколениями всегда являлись незримым двигателем человеческого прогресса. Конфликт — это способ нахождения нового пути, способ создания новых форм развития человечества.
Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.
Тема одарённости чрезвычайно актуальна в современном мире. Значимые и серьёзные достижения в технической и информационной сфере не могут быть совершены людьми, имеющими нормальный уровень умственного и психического развития. Уровень развития детей прошлого столетия колоссально отличается от уровня развития современных детей. В соответствии с потребностями современности, приоритетными в развитии становятся такие психические процессы, как внимание (все его компоненты – переключаемость, концентрация и перераспределение), память ( способность к запоминанию иностранных языков, технических алгоритмов и важных пластов из огромного информационного потока), мышление ( все его виды: наглядно – образное, наглядно – действенное и логическое).
За бортом востребованности остаются воображение, восприятие и речь. Надо сказать, что высокохудожественная речь, имеющая глубокую эмоциональную окраску, наполненная средствами художественной выразительности, доступна сейчас немногим из подрастающего поколения. Речь в коммуникации (а она всё чаще происходит в сети интернет) претерпевает изменения. Зачастую при общении используются символы и картинки, а не традиционные слова. Конечно, так быстрее, проще и понятнее.
Совместно с Н. Хоу – У. Штраус – американский писатель и драматург. разработал теорию поколенческих циклов, каждый из которых имеет свой ряд особенностей. Поколение центениалов исследователи назвали художниками. Сегодня уже становится понятным, что значит «поколение Z»:
- дети иксов и игреков (X и Y), рожденные в середине девяностых и позже.творцы виртуального пространства;тихое новое поколение, общающееся с помощью гаджетов.
«Поколение Z», про которое всё чаще и чаще рассуждают педагоги, психологи и социологи, имеет все данные одарённости. Сферы одарённости, которые можно выявить путём валидных диагностических методик расширяются с развитием технического и социологического прогресса. Эти дети и подростки кардинально отличаются от своих родителей и учителей. А вопросами мотивации такого поколения, вопросами развития одарённости у этого необычного поколения должны заниматься профессионалы и личности, стоящие на вершине науки. Как успеть за ними? Как соответствовать педагогу своим ученикам? Как грамотно вести психолого – педагогическое сопровождение детей с феноменом «поколения Z»?
Из небольшого по времени опыта взаимодействия и наблюдения за представителями этого поколения, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:
- оснащенность образовательной среды современными гаджетами, популярность которых так велика в среде современных детей.широкое применение в образовательном процессе ИКТ и электронных пособий, как один из способов повышения мотивации обучающихся.индивидуальный подход к каждому ребёнку вместо обычной «уравниловки», поддержка детской инициативы и поиск способов самовыражения;создание мотивации и здоровой конкуренции среди детей;сложные темы подавать в виде презентаций с наглядными образами и минимумом текста;часть тестовых заданий должна быть в форме игры (например, квеста);привлечение в образовательные учреждения людей, достигших успеха в той или иной области;введение в образовательный процесс методов активного социально – психологического обучения;занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.
Технологии развивающей работы с одаренными дошкольниками.
Рассмотрим подробнее перечисленные параметры, направленные именно на работу с одарёнными детьми дошкольного возраста современного поколения. Вопрос о введение в образовательный процесс методов активного социально психологического обучения. В активном социально-психологическом обучении используются четыре группы методов: дискуссионные, игровые, смешанные и комплексные.
Метод « Мозгового штурма»
Заключается в активизации такие психических процессов, как логическое мышление, речь. В процессе использования этого метода формируются произвольность, самооценка, навыки коммуникации и социализации. Спектр применения этого метода по образовательным областям настолько широк, что его можно считать универсальным.
Суть применения этого метода в работе с одарёнными детьми заключается в выдвижение каждым участником любых идей, связанных с темой разговора и их фиксация, групповое обсуждение и выбор оптимальных предложений. Метод приемлем для любого возраста обучающихся. Педагог, использующий в своей работе этот метод должен обладать организаторскими способностями и гибкостью мышления.
Игровые методы
Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата. Он может быть в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружающими. С одарёнными дошкольниками можно использовать имитационные игры, в которых моделируются проблемные ситуации, возникшие в среде взаимодействия, и проигрываются и обсуждаются способы решения возникших проблем. Таким образом, формируется опыт, помогающий в будущем справиться с похожей ситуацией.
Подробнее можно рассмотреть ещё один из способов активизации социально – психологического обучения – тренинг.
Тренинг.
Целью социально-психологического тренинга является корректировка неадекватных и выработка новых, адекватных способов реагирования в различных ситуациях общения.
Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.
Задачи тренинга:
- овладение определенными социально-психологическими знаниями;коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;осознание целостности социально-психологического бытия людей;развитие способности адекватно и понимать себя и других;овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип ведения конструктивного диалога, то есть полноценного межличностного общения. Этот способ общения базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.
Таким образом, быть с поколением Z рядом, чему – то научить их и учиться у них – одна из задач психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Современным педагогам самим необходимо быть в поиске, быть отзывчивым и целеустремлёнными, использовать собственный потенциал и пример личностного роста, как лучший способ мотивации воспитанников. Выполнять задачу правительства по решению социальных вопросов, обеспечивающих интеллектуальный, личностный и духовный рост подрастающего поколения. Поколения, в руках которого наше будущее, новые научные открытия и выдающиеся достижения.
Галина Яковенко
Источник: