Опасность сказок.
Казалось бы, что может быть страшного для детей в старых добрых народных сказках, которые прошли не один десяток редакций, которые можно найти и в детских книгах изданных в СССР, и в форме мультфильмов, и в виде аудиозаписей.
Я не буду акцентировать внимание на элементах «страшилок», в которых персонажа сказки собираются съесть, или причинить иной тяжелый вред здоровью, это отдельная большая тема, связанная с принятием факта конечности человека, и темой инициации. Меня же заинтересовала «поверхностная интерпретация» сказки, которая показывает нормы межличностных взаимодействий между персонажами и общее поведение с окружающим миром. В частности управление ресурсами, которые предоставляет судьба.
Как мы заметим, сказки отражают, а может, и формируют негативные особенности нашего поведения. Чем же так опасны сказки? Во многих сказках можно выделить метафорический слой, связанный с инициацией, но ирония в том, что понять его может уже взрослый человек, и то, если он знаком с культурологией /антропологией / глубинной психологией. Другой слой более поверхностный, бихевиористический — описывающий поведение персонажей. Он доступен для понимания самыми маленькими детьми, и не вызывает у них противоречий и критического отношения. С возрастом лешие и оборотни уходят из реальности, а нормы в поведения остаются, причем часто без критической переоценки.
По щучьему веленью.
Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
— Неохота…
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну, ладно.
Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
— Неохота…
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
— Да вы-то на что?
— Как — мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
— Мне неохота…
— Ну, не будет тебе подарков.
(он настолько ленив и глуп, что даже не способен догадаться, что может «заказать себе любые подарки», не говоря уже о том, что и в мыслях у него нет позаботится о близких или/и пустить свой дар в продуктивное русло)
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой…
(«много народу передавил», — читается это с удалью, без осуждения, однако он хотя бы понимает, что его попытаются линчевать, и САМ принимает разумные меры. – вывод обладая защитой свыше можно делать любую мерзость)
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера — его найти и привезти во дворец.
(Может, царь осудит и накажет за убийство подданных? Может, оценит «способности Емели» и поставит их на службу государству?)
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь. (любит ласковые обещания, не так важно исполнятся ли они, а может просто о них забудет)
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Мне и тут тепло…
— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— А мне неохота…
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
— Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. (то что в доме не он один живет — не важно)
Вышел царь на крыльцо:
— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
— А зачем они под сани лезли? (достойное оправдание, может идти с миром)
— По щучьему веленью, по моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит…
И сказал еще:
— Ступай, печь, домой…
Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
— Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.(может теперь царь понял как использовать дар Емели?)
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.(можно кафтан пообещать, а можно просто напоить)
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. (…мотив инициации или рациональное использование ресурсов ? )
Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля, видит — темно, тесно:
— Где же это я?
А ему отвечают:
— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море. (по легенде Гоголю Н.В. в последние часы тоже было скучно)
— А ты кто? (действительно кто это?)
— Я — Марья-царевна.
— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
— А мне неохота…
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: (очевидно, пообещала красный кафтан)
— По щучьему веленью, по моему хотенью — выстройся, каменный дворец с золотой крышей…
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал: (пусть остается глупым, зато управляемым)
— По щучьему веленью, по моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю. (к слову, о патриотизме)
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Резюме:
Оценить дар Емели способна только одна женщина, но и то в силу своего скромного развития.
Емельян несмотря на лень вполне управляем. (его достаточно напоить или что-то пообещать, хотя он и самостоятельно может все получить)
Ни он, ни его окружение неспособно оценить и реализовать безграничный дар.
Зачатки инициативы у главного героя проявляются почти всегда, только в самых экстремальных ситуациях.
Явно показано хамское, несущее убытки травмы и смерть окружающим поведение в ситуации безнаказанности.
Голиков Борис Олегович
Источник: