Из опыта работы: Мальчик, 7 лет. Речь отсутствует, понимание обращенной речи отсутствует. Контакт глаз – нестабильный, 1-2 сек. Игра стереотипная, что-то мнет и рвет.
— Чтобы хотите от занятий, какой результат?
— Мы хотим речь, что бы в школу пошел и на уроках сидел, и орать бесконечно перестал….
— А по какой причине не обратились раньше?
— Как же! Мы обращались! Сначала, года в 3, говорили не придумывайте, подождите, он еще маленький, все наладиться, заговорит. Потом, позднее лечили усиленно: таблетки, уколы, витамины, процедуры. Потом сказали – нужен логопед. Вот два года к логопеду ходим, он уже год поет у,а,о…
Начнем с диагностики: когда, к кому и с чем обращаться.
Даже если вам кажется, что развитие ребенка соответствует возрастной норме (а особенно если это первый ребенок и сравнивать вам не с кем), рекомендуется проконсультироваться с целью профилактики в районе 3-х лет, если: тяжело, с осложнениями протекала беременность и роды (таксикоз, гистоз, угроза прерывания, заболевания, стрессы, прием препаратов); если при рождении диагностирована асфиксия или гипоксия; ребёнок рождён от беременности вследствие экстракорпорального оплодотворения (ЭКО); ребенок рожден с применением стимуляции (применение окситоцина, введение простагландинов, прокол плодного пузыря и т.д.), кесарево сечение, ребенок рожден раньше или позднее срока, ребенок не закричал при рождении, низкие баллы по шкале Апгар; ребенок не смотрит в глаза, малоэмоционален, не интересуется игрушками и окружающим миром, ему не нравиться когда его обнимают, не гулит и не агукает; отстает в моторном развитии: не ползал, поздно сел и поздно пошел; отягощённая наследственность: в семье есть случаи психических заболеваний либо генетических нарушений; у ребенка нестабильный режим сна и бодрствования (отсутствует дневной сон, беспокойный ночной сон, или ночью часто просыпается, плачет, часто разговаривает во сне, есть случаи снохождения, ночной сон длится меньше пяти-шести часов), прежде чем заснуть ребенка необходимо длительно укачивать, ребёнок остро реагирует на смену погоды.
Все эти признаки могут свидетельствовать о наличии проблем в развитии.
Часто так бывает, что визит к специалисту затягивается, родители откладывают его раз за разом, даже если проблемы в развитии ребенка очевидны, надеясь что ситуация разрешится сама собой, и что все не совсем плохо у их ребенка. Однако, как бы ни было страшно, больно и тревожно – нужно взять себя в руки и записаться на консультацию. Именно раннее начало коррекционной и развивающей работы – это первый и порой самый важный вклад в дальнейшую продуктивную работу. Очень страшно обратится за подтверждением или опровержением своих страхов и сомнений, потому что страшно услышать роковые слова. Но в этот момент на кону стоит будущее вашего ребёнка и вся его дальнейшая жизнь. И какой она будет, во многом может зависеть от того, найдёте ли вы в себе силы записаться на приём к специалисту именно сейчас.
В каких же конкретно случаях родителям начинать бить тревогу?
- К двум годам ребенок так и не начал говорить. Если в речи присутствуют только отдельные звуки или слоги которые не соотносятся с предметами или людьми: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребёнок произносит их безотносительно к ситуации, не когда хочет обратиться, позвать кото-то, а словно просто играет звуками. Очень часто в этом случае знакомы, да порой и специалисты предлагают подождать. Не нужно поддаваться на уговоры! Чем позднее ребёнок начнёт говорить, тем выше вероятность того, что к речевой задержке присоединится еще и интеллектуальная (так называемая «вторичная задержка развития»). Она связанна с тем, что ребёнок, который не говорит и не задаёт вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познаёт окружающий мир. Чем позже такому ребенку начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем менее благоприятен прогноз его развития. Малыша гораздо проще научить говорить ещё и потому, что у него нет длительного опыта «молчания». Чем дольше задерживается речь, тем труднее будет начать функционировать мышцам лица: языка, губ, щёк, в силу того что ребёнок не привык говорить, не привыкли работать и напрягаться эти мышцы для произнесения слов! «Запуск» речи у ребёнка после пяти лет, с которым ранее не занимались, – это огромный труд, и дело не в том, что это труд для специалиста, прежде всего это потребует огромных усилий от самого ребёнка.
Речь начала развиваться, а затем произошёл так называемый, регресс и ребёнок замолчал (речь могла «рассыпаться» сразу, либо постепенно, от слов отпадали слог за слогом, пропадали имеющиеся слова), начали пропадать навыки самообслуживания и коммуникации (ребенок перестал смотреть в глаза (удерживать взгляд), отвечать на улыбку, игры стали более примитивными и стереотипными). Чаще всего это происходит в возрасте 1,5 – 2 года. По срокам может совпасть с прививками, также может возникнуть после тяжёлой болезни с высокой температурой (выше 39), стресса, физической или психологической травмы или вовсе «на пустом месте», родители не могут вспомнить никакой конкретной причины после чего начался данный регресс. Вывод здесь напрашивается только один, если ребёнок замолкает или словно начинает «замирать», «западать» или «двигаться назад» в своем развитии и ориентировочно за месяц его развитие так и не восстанавливается до прежнего уровня – медлить нельзя. То же можно отнести и к детям более старшего возраста, (от пяти лет и старше). В случаях, когда у ребенка пропадают коммуникативные навыки, он постепенно перестаёт общаться со сверстниками и взрослыми, либо круг его общения ограничивается только родителями, снижаются его успехи на занятиях в детском саду, школе или кружках, начинается регресс навыков личной гигиены (он перестаёт чистить зубы, расчесываться, умываться, отказывается от ванны и душа), если его речь становится бессвязной или на чем-то зацикленной– это серьёзные основания для тревоги и обращения за помощью к специалистам.
Ребёнок играет в странные однообразные игры (ближе к трём годам): он выстраивает кубики, машинки или другие предметы в ряды, кружится на месте, трясет руками, крутит предметы перед глазами. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам, в том числе к английскому алфавиту, при заметном отставании во всех остальных сферах развития: речевой, интеллектуальной, игровой, коммуникативной, самообслуживании и т.д. Практически отсутствуют элементы адекватной, обычной возрастной игры: накормить мишку кашей, покачать куклу и уложить ее спать, построить из кубиков «дом», нагрузить машину и вести ее с грузом в какое-то определенное место и обыграть эти ситуации (потому что навязчивое стремление раз за разом строить дом или башню, обрушивать его и строить заново, в одной и той же последовательности, каждый день – это тоже плохой признак) и т.д. однако надо помнить, что созгасно законам возрастного развития все дети до трёх лет (в норме) без организующей помощи взрослого почти не играют в совместные игры, они просто допускают присутствие других детей рядом с ними, но если и после трёх лет ребёнок не начал проявлять интереса к совместной игре со сверстниками, а кроме того присутствуют вышеперечисленные повторяющиеся и необычные игры – это должно насторожить родителей.
Ребёнок не реагирует, либо реагирует нестабильно на обращённую к нему речь (складывается ощущение, что ребенок «то слышит, то не слышит»). Не реагирует вовсе или реагирует нестабильно на обращение по имени к трём годам. Не выполняет инструкцию на слух (например: «Принеси куклу, дай мяч»), если она не поддерживается жестом (показываете пальцем на то, что нужно отнести или принести). Не любит слушать чтение книг, аудиосказки, может с плачем отбирать, захлопывать, кидать или рвать книгу при попытке почитать ему. При этом любит смотреть мультфильмы, в том числе на планшете или телефоне.
Ограниченность тематики, на которую общается говорящий ребёнок. Ребенка невозможно отвлечь от общения или переключить с этих тем, он неделями, а то и месяцами возвращается к ним снова и снова каждый день. Через какое-то время темы «зацикленности» могут меняться. Кроме того, они могут быть весьма своеобразными: стиральные машины, схема метро, расписание поездов, марки автомобилей и т.д. Если общение на конкретные (избранные) темы сильно отличается от обычного детского увлечения чем-то и на другие темы ребёнок общаться не может или не хочет, он не в состоянии ответить на вопросы, не относящиеся к интересам, либо отвечает неохотно и односложно. Навязчиво пытается обсуждать любимые темы с людьми незнакомыми или малознакомыми, людьми которые не проявляют к беседе интереса и всячески пытаются уйти от общения, – имеет смысл обратиться за консультацией.
В возрасте четырёх-пяти лет у ребёнка появляются необычные страхи или фантазии. Он может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь ребёнка производит впечатление «взрослой» или кажется не по возрасту вычурной. Ребенок может выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях, в тоже время казаться слишком развитым, опережающим свой возраст, развёрнуто рассуждающим на очень серьёзные темы. Часто присутствуют своеобразные «псевдофилософские» интересы, такие как, устройство Вселенной, космос, планетарные системы, Бог и т.д. Это может сочетаться с сниженной эмоциональностью, отсутствием чувства опасности в повседневных бытовых ситуациях, даже таких элементарных: ребенок может выбегать на проезжую часть дороги, вырывая руку у взрослого, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и смотреть и т.д., могут присутствовать множество нелепых страхов, которые ребёнок никак не может объяснить, агрессия, направленной на членов семьи и домашних животных.
Интересы ребёнка соответствуют более раннему уровню развития или «замерли» на одном уровне, не расширяются с возрастом. При этом проявляется избирательность ребенка в контактах (например, прячется от посторонних людей, приходящих в квартиру, не отпускает маму от себя), либо, напротив, слишком неразборчив: идёт ко всем на руки, улыбается, пытается поцеловать, легко уходит с незнакомым человеком, не оглядываясь. В этом случае также необходимо обратиться к специалисту.
Даже когда родитель видит, что с ребенком «что-то не так», он теряется и не знает к какому специалисту пойти. Список специалистов, с которыми взаимодействуют родители особого ребенка выглядит следующим образом: невролог, психиатр, дефектолог, психолог, логопед. Однако, большинство проблем требует консультации нескольких специалистов.
Так к какому же специалисту обращаться со своими вопросами?
Специалисты медицинского направления.
Невролог. Если у ребенка наблюдается отставание в развитии (уровень его развития соответствует более раннему возрасту), у него частые головные боли, явные реакции на погодные изменения (при её перемене погоды ребенок становится вялым, плаксивым либо, наоборот, гипервозбудимым), проявляет агрессию по отношению к другим или же аутоагрессию (наносит себе повреждения: бьётся о стены и пол, расцарапывает себя до крови, кусает себя и т.д.), отмечается дефицит внимания, гиперактивность, отмечается задержка развития речи, логоневрозы, нарушения темпа и ритма речи (запинки, застревание на словах, заикание).
Невролог проводит диагностику (первичную и в динамическом наблюдении), назначает дополнительные обследования и схему медикаментозного лечения.
Психиатр. Если у ребёнка отмечаются необычные, либо сверхстойкие страхи, агрессия и аутоагрессия, с которой не получается справиться другими средствами и методами, подозрение на аутизм (РАС) (стойкие нарушения коммуникации), психические заболевания (особенно если анамнез ребенка отягощён психиатрическими заболеваниями у родственников) и т. д. чаще всего посетить психиатра рекомендует невролог, либо специалисты из коррекционной сферы (логопед, дефектолог, психолог).
Психиатр проводит диагностику (первичную и в динамическом наблюдении), назначает дополнительные обследования и схему медикаментозного лечения.
Специалисты коррекционно-развивающего направления.
Психолог. Если у ребенка наблюдается отставание в развитии (уровень развития соответствует более раннему возрасту), отмечаются сложности с усвоением учебного материала в образовательном учреждении (детском саду и начальной школе), гиперактивность и дефицит внимания, сложности с коммуникацией (несформированность коммуникативных навыков: «не умеет общаться», «не хочет общаться», слишком «застенчив»), сложности с игровой деятельностью (индивидуальной или совместной с другими – «не умеет играть»), проявляются страхи. Консультация психолога также необходима при задержках речевого развития, связанных со стрессовыми ситуациями, а также нарушениях темпа и ритма речи (запинки, заикание), логоневрозах.
Психолог занимается всем, что связано с психическими процессами: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, коммуникацией, игрой, поведением и т.д. Он проводит диагностику ребёнка (первичную и динамическую) и его семьи, ведёт занятия, связанные с развитием психологических, коммуникативных, игровых функций, при необходимости корректирует поведение ребенка; объясняет семье, как строить взаимодействие с ребёнком дома и вне его, помогает наладить контакт между детьми, родителями, другими членами семьи; помогает преодолению стрессов, связанных с воспитанием детей имеющих особенности в развитии.
Дефектолог. Если у ребенка наблюдается отставание в развитии (уровень развития соответствует более раннему возрасту, или есть задержки, связанные с ментальными нарушениями: генетическими синдромами, аутизмом, шизофренией, и т.п.); отмечаются сложности с усвоением учебного материала в образовательном учреждении (детском саду и начальной школе); задержка речевого и когнитивного развития. Как дополнительный специалист дефектолог может привлекаться к консультации по поводу гиперактивности и дефицита внимания у ребёнка. Дефектолог решает вопросы, связанные непосредственно с уровнем развития интеллекта ребенка. Он проводит диагностику ребёнка (как первичную, так и в динамическом наблюдении), реализует коррекционно-развивающие занятия, объясняет семье, как строить занятия и организовывать коррекционно-развивающую среду для ребёнка дома и проводить занятия дома.
Логопед. Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии; отмечаются нарушение звукопроизношения (как отдельных звуков, так и общая «каша во рту»); нарушение темпа и ритма речи (запинки, заикание); сложности с чтением и письмом (в том числе – пропуски, перестановки, недописывание или зеркаленье букв); обедненный словарный запас у ребёнка, неумение связно рассказывать, неумение задавать вопросы и отвечать на них, логоневроз. Некоторые логопеды занимаются «запуском речи» у неговорящих детей. Логопед «заведует» всем, что связано с речью. Он проводит диагностику речи (первичную и в динамическом наблюдении), реализует коррекционно-развивающие занятия, объясняет семье, как правильно заниматься дома и как создавать дома развивающую речевую среду.
Дудоладова Елена Геннадьевна
Источник: