Естественная реакция организма на опасную ситуацию — паника. Физиологически это обосновано — паника или страх способствуют выбросу адреналина, повышается ритм сердцебиения, учащается пульс, включается режим самосохранения — организм готов совершать "героические" поступки — идти в бой, прыгать с парашютом, спасать погибающих или убегать от опасности.
Организм приходит на помощь человеку в преодолении критической ситуации.
Весь вопрос в том — преодолевает ли человек эту критическую ситуацию, действует или впадает в ступор. Именно отсутствие активного поведения в тяжелой ситуации может запустить механизм панических атак.
В период обучения в университете, начитывая материалы по этой теме, я уяснила, что панические атаки приходят к человеку уже в достаточно осознанном возрасте, когда психика близка к созреванию, есть возможность осознавать и справляться с паническими атаками.
Практическая деятельность предъявила мне другую картину — множество страхов, тревожных состояний, обусловленных стремительным темпом жизни, новыми правилами обучения, нарастающим количеством стрессовых ситуаций, ослаблением общего состояния здоровья приводят к тому, что панические атаки одолевают не только взрослых, но и детей, подростков.
На мой взгляд (не исключая основных причин), в капкан панической атаки попадают от неумения или боязни проявлять свою агрессию — направлять адреналин в дело. Именно агрессия необходима в преодолении сложных критических ситуаций. Здесь я подразумеваю не разрушительную форму агрессии, а рабочую — уметь и позволить себе противостоять нападающему, осознавать свое право отстоять себя в споре, предложить свою помощь незнакомцу, не боясь получить окрик в ответ "не суйся не в свое дело".
Семья для ребенка – замещает весь мир, отношения в семье, эмоциональная привязанность, любовь между членами семьи строят и разрушают его эмоционально-психическое состояние. О своих страхах и переживаниях ребенок в первую очередь рассказывает родителям. Хотелось бы, чтобы так было. Давайте слушать своих детей, верить им и уважать их.
С раннего возраста учить переживать и справляться со страхами, отстаивать свое мнение и позволять себе защищать себя же, а не только друга или девочку.
С уважением, Березина Галина
Березина Галина Владимировна
Источник: