психология

Патопсихологическое обследование

Данная статья является кратким обзором патопсихологического исследования с практической точки зрения. Это может быть интересно начинающим клиническим психологам.

Экспериментальное патопсихологическое обследование это достаточно трудоемкая процедура, позволяющая  сделать весьма точные выводы о состоянии разных сфер человека: память, внимание, мышление, сенсомоторная сфера и эмоционально-волевая. На основании сочетания выявленных феноменов можно судить о том или ином синдроме (органическом, шизофреническом, психопатическом, олигофреническом).

Данное исследование регулярно проводится клиническими психологами в психиатрических больницах, психоневрологических диспансерах,  наркологических диспансерах и клиниках, школах и т.п.

Патопсихологическое обследование проводится с целью  дифференциальной диагностики, оценки степени расстройства, при выборе образовательного учреждения для ребенка, в разнообразных научных исследованиях и др.

В исследовании применяются следующие методики:

Для исследования мышления: классификация предметов, понимание метафор и пословиц, исключение предметов, ассоциации, пиктограммы;Для исследования памяти: заучивание 10 слов, пиктограммы, воспроизведение рассказов;Для исследования эмоционально-волевой сферы: тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Сонди, тест Роршаха, рисунок несуществующего животного (РНЖ) и др.

Исследование занимает много времени и целесообразно делить его на две части, обычно на первой встречи исследуют память и мышление, на второй встречи исследуют эмоциональную сферу.

Для каждого обследуемого  методики подбираются индивидуально в соответствии с задачей. Например, при выявлении симуляции симптомов пациенту меняют порядок предъявления заданий: вместо обычного «от простого к сложному» дают вначале сложные задания и затем более простые, если пациент будет справляться со сложными, но «проваливать» простые, можно предположить, что это сделано намеренно.

Стоит сказать, что в настоящее время патопластика (т.е. изменение патологических форм) такова, что все чаще встречаются атипичные, клинически бедные формы синдромов, практически не встречается кататоническая и гебифреническая формы шизофрении. Это обстоятельства делают работу клинических психологов только интереснее.

Из-за регулярности использования методик стимульный материал изнашивается, приходит в негодность, появляется необходимость обновлять его. Стимульный материал для наиболее значимых и частотных по использованию методик можно приобрести здесь https://www.imago-psy.ru . Карточки и таблицы выполнены из качественного картона и отпечатаны с учетом всех особенностей даже мелких деталей на изображениях. Картинки удобно упакованы, ничего не нужно разрезать самостоятельно.

Рекомендуемая литература по теме:Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство) – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2010. – 224 с.Зейгарник Б.В. Патопсихология. Издание 2-е, переработанное и дополненное .М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. – 384с.

 

Андреева Галина Александровна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...