В период школьного обучения ребёнок проходит несколько адаптационных периодов, которые не всегда бывают легки для ребёнка. Это первый класс (адаптация к обучению в школе), пятый класс (адаптация к обучению в среднем звене, к разным учителям), десятый класс (адаптация к обучению с старшем звене, часто к другим ученикам в классе и учителям)… Можно ещё выделить 9-й и 11-й классы, как достаточно сложные из-за экзаменов.
Сегодня мы поговорим о тех трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся пятого класса:
* Им бывает очень сложно приспособиться к различным требованиям разных учителей;
* Каждый урок проходит в отдельном специальном кабинете, и вначале очень сложно запомнить, в каком;
* Классный руководитель не контролирует их так, как учитель начальной школы, ведь он учитель-предметник, который обучает и других детей;
* Резко увеличивается темп обучения, объём учебной нагрузки. Ведь их обучают учителя, которые только что выпустили старшеклассников и привыкли к самостоятельности учеников;
* Пятиклассникам чаще всего 10-12 лет, а это младший подростковый возраст, когда у детей меняется система ценностей, и бывшего отличника, например, уже так не уважают за его «пятёрки», как это было в начальной школе, и лидером вдруг становится «троечник»… Да и гормональные изменения в организме могут осложнять работу познавательных психических процессов.
Все эти трудности могут привести к временному снижению успеваемости у многих пятиклассников. Ведь изменения могут повлечь за собой следующие проблемы:
Снижение учебной мотивации. Когда ребёнок видит, что его старания в учёбе не приводят к успеху, когда он никак не может понять объяснения некоторых учителей, он теряет интерес к обучению, и перестаёт стараться. Здесь родителям важно объяснять ребёнку необходимость преодоления трудностей в учёбе, важность изучения того или иного предмета.
Слабые способности к изучению какой-то учебной дисциплины. Эта проблема часто проявляется именно в пятом классе, в то время как учитель начальной школы обычно лояльнее относится к своим учениками, т.к. лучше знает их индивидуальные особенности. Да и требования к знанию предмета в начальной школе не такие высокие, как бывают в среднем звене обучения.
Проблемы взаимоотношений с одноклассниками. Когда у ребёнка меняется социальный статус в классе, он не всегда воспринимает это спокойно. Меняющаяся система ценностей может повлиять на дружбу, уважение в коллективе, а это мешает сосредоточиться на учёбе.
Личностные проблемы. У детей в пубертатном периоде развития часто возникает снижение самооценки и уверенности в себе в результате возникающих трудностей в учёбе или общении со сверстниками. К тому же физиологические изменения в теле часто приводят к повышенной стеснительности. Это тоже очень мешает успешно учиться.
Родителям важно помнить, что пятый класс – это сложный период в жизни их ребёнка. И вместо того, чтобы больше и строже требовать в этот период, лучше проявить внимание к трудностям ребёнка и оказывать поддержку. В таком случае процесс адаптации к обучению в среднем звене у него пройдёт быстрее и легче. Если Вы видите, что адаптационный период затянулся на полгода и больше, стоит обратиться к специалисту – детскому психологу (нейропсихологу), с целью помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности.
📜 Статья впервые была опубликована на сайте Психологической студии "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psyrost.spb.ru/single-post/pyatyi-klass
© Елена Викторовна и Александр Михайлович Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи, Психологическая студия "РОСТ"
🧡Если статья вам понравилась, подпишитесь на наш аккаунт, поставьте лайк, поделитесь своим мнением в комментариях!
Созончук Елена Викторовна
Источник: