Представьте, что вам захотелось в туалет. И вы направляетесь спокойно в его сторону. Внезапно путь преграждает человек со стаканом воды. И предлагает пить.
Что будете делать? Сначала, наверное, благодарить — вы же вежливый человек. Тем более это весьма удивительно, когда что-то безвозмездно предлагают. Тем более очевидно, что человек сам хочет пить. Но не пьет! Отдает вам! Вероятно, он очень чуткий и самоотверженный. Достоин восхищения и признания! И тем большего, чем реже вы в своей жизни сталкивались с проявлениями заботы, заинтересованности, теплоты.
Но по-прежнему надо в туалет, а вам по-прежнему предлагают пить. На смену приятному удивлению приходит раздражение. Вы пытаетесь объяснить: пить не хочу, более того, хочу в туалет! Вас не слышат. Вам предлагают пить!
И вот если вы позволите себе не принять предложение, берегитесь. Тут узнаете о себе много нового: и о своей неблагодарности, и о своем эгоизме, и о своей черствости. Но это еще полбеды. Вот если вы решите минимизировать проблемы и выпьете эту чертову воду, тогда начнется самое интересное. Вам этот стакан поставят в счет, который предъявят в самый неожиданный момент. А со временем и вас самого могут поставить на счетчик. Вот вы и попали…
Абсурдная на первый взгляд ситуация. Но нередкая. Причинение добра под видом заботы на самом деле ни что иное, как насилие. Но хитро замаскированное. Потому что цель его — что угодно, но не ваше благо. Ведь вам-то хочется в туалет, а не пить. Вы-то это точно знаете! Хотя уже можете и засомневаться.
А вот у насильника другая потребность — в мягком варианте почувствовать себя нужным и признанным, удовлетворить собственные требования к себе, заслужить у самого себя право на существование, насладиться своей жертвенностью. В жестком — взять под контроль вас, чтобы через это справиться со своей неуемной тревогой и вечной неудовлетворенностью. Дальше — больше: коготок увяз — всей птичке пропасть.
Надо понимать, что маловероятно наличие здесь прямого злого умысла. Эта динамика обычно разворачивается вне осознавания, причем с обеих сторон. У одного есть крючок, у другого — колечко, которые удачно совместились.
В противном случае вы бы уверенно обогнули помеху и добрались благополучно до туалета. Без всякого чувства вины, осознавая и уважая свою потребность и заботясь в первую очередь об ее удовлетворении, а не о том, как не обидеть непрошенного благотворителя.
Отсюда мораль: важно знать в каждый момент времени, чего я хочу — пить или писать? А если то и другое, то чего больше? И еще помнить, что и то, и другое я могу сделать самостоятельно, без чьей-либо помощи.
Иванна Федоровна Кашина
Источник: