психология

Почему дети воруют?

Ситуации, в которых дети начинают воровать – игрушки ли в магазинах, или мелочь в карманах одноклассников, или деньги из домашней копилки бывают разные, но объединенные смыслом того, что дети «воруют внимание»: родителей, сверстников и тех значимых людей, о которые шлифуется личность.

Родители, узнав о происшествии, впадают в панику, гнев и стыд, тащат ребенка к психологу или сами предпринимают меры по устрашению и профилактике. Как лучше реагировать? Помните, что чаще всего – это не запланированный, а спровоцированный обстоятельствами поступок. У дошкольников и младших школьников, которые берут чужие вещи, как правило диагностируется отставание в развитии префронтальной коры и лобных долей, отвечающих за произвольность и планирование последствий. Они берут то, что им хочется в настоящий момент и внутренней морали, гласящей, что это плохой поступок, который не останется без последствий, у них пока нет. Кроме того, отставание этой области может продолжаться достаточно долго, до 11-13 лет. И до этого времени контролирующую функцию выполняют родители.

Вступающие в подростковый возраст дети, ориентированы на сверстников. Им важно демонстрировать отвагу, ловкость, бесстрашие, чтобы оставаться в «стае». Стая, в свою очередь помогает идентифицироваться по сходным признакам и усиливает естественный процесс сепарации от родителей. Ребенок вдруг замечает свое отличие от «предков», но противостоять им в одиночку не осмеливается и собирает вокруг себя приятелей, на него похожих. Процесс этот глубинный, бессознательный, и, скорее биологический, так как аналогию можно проследить и у высших животных. Таким образом, проверять себя в ловкости и скорости, подчиняясь законам группы и противопоставляя себя родительским правилам и установкам – природная метаморфоза. Подростки уже способны понять, что их осудят, но им трудно управлять своим поведением.

Самой распространённой родительской реакцией является гнев, обвинение ребенка, крики и запугивания полицией, интернатом, тюрьмой. Однако, необходимо взять себя в руки и выяснить причину. Воровство часто сопровождается обманом. С помощью лжи дети надеются избежать наказания. Если Вам трудно сохранять спокойствие, обсудите произошедшее в присутствии психолога, или классного руководителя, то есть человека, способного удерживать разговор в конструктивном русле. Прояснитепотребность, которую ребенок хотел удовлетворить таким образом.Из-за отсутствия устойчивого контакта, доверия во взаимоотношениях, возникает недопонимание и страх. Например, подросток, утащивший дома большую сумму денег и купивший на все деньги комиксы, объяснил, что родители «никогда не покупают ему, что ОН хочет». Одежду, обувь и даже велосипед выбрали на свой вкус, не учитывая предпочтения подростка. После того, как родители стали больше прислушиваться к желаниям ребенка,ситуация изменилась.

Важно вернуть украденную вещь, то есть предоставить ребенку шанс исправить свой плохой поступок. Если он замечен в краже семейных денег, которые истратил, позвольте ему «отработать» недостачу с помощью выполнения дополнительных домашних обязанностей. Не прикрепляйте сразу ярлыки типа «вор», «преступник», «лжец». Оценивайте поступок, а не личность.

Если ситуация связана с подростком старшего школьного возраста, замеченного в систематической краже вещей для перепродажи и, возможно, приобретения наркотиков, необходимо категорично и как можно скорее изолировать его от «подельщиков», заручившись помощью иногородних родственников, тренера, психолога.

Вам, как родителям важно знать, что происходит в душе ребенка, и, если в этом трудно разобраться самостоятельно, обращайтесь за помощью к психологу.

Анастасия Венедиктова.

Анастасия Венедиктова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...