Есть ли у вас знакомые, у которых в жизни всё плохо?
У меня так точно с десяток наберётся.
Начинаешь с такими разговор, и понеслось: работа плохая, денег нет, муж/жена не понимают, дети — спиногрызы.
Слушая всё это, кто-то тут же включается в роль "спасателя", начинает помогать советом, а то и делом, поддерживать всячески.
Кто-то превращается в "агрессора" и начинает, что называется, "носом тыкать", мол, ты всю жизнь такой был, когда уже начнёшь по-другому себя вести.
Кто-то молчит и думает, как бы побыстрее отделаться от такого собеседника.
Ну с этими вечными жертвами всё более или менее понятно. Детские травмы, родители не ценили, не любили, а то и вообще издевались. Теперь этим жертвам трудного детства весь мир должен.
Но как насчёт людей, которые жить не могут без криминальных новостей, журнальных некрологов, фильмов с "расчленёнкой" и пытками, и чтоб крови побольше, а то не цепляет.
Или людей, которые считают, что раньше всё было хорошо, правильно, а сейчас мир катится в пропасть. Только и слышно от таких товарищей, что раньше, вон какие времена были, а теперь?
И здоровье раньше было, а теперь куда уж на пробежку с утра, сердце не к чёрту. И курить бросать не зачем, всё равно помирать скоро.
А что сказать насчёт вандалов? Которые без причин рушат памятники, ломают насаженные деревья и кусты, мучают животных. Это тоже травматики? Безусловно.
Но мне очень понравилось, какую характеристику таким людям дал Эрих Фромм. (Философ, социолог, психоаналитик. Один из основателей неофрейдизма.)
Он назвал таких людей некрофильно ориентированными. То есть это люди, имеющие определённое свойство психики. Конечно, он не имел в виду половую перверсию и некрофилов, которые совокупляются с трупами. Он говорил о другом.
Некрофилия — это тяга ко всему не живому, мёртвому. А потому некрофильно ориентированные люди так тяготеют к смерти и разрушениям. Любят механические предметы, трудно расстаются со старыми вещами, фиксированы на болезнях, как собственных, так и чужих, постоянно обращены в прошлое. Ведь прошлое — это тоже про умершее, отживщее и исчезнувшее.
Такие люди фанатичны и педантичны, для них не проблема работать по ночам. Они любят власть и безразличны к страданиям других. Для них люди — это машины с винтиками и болтиками, и эти машины должны работать, больше от них ничего не требуется.
Обычно те, кто имеет некрофильный характер, что называется, юморят по-чёрному, и конечно, они мизантропы.
Гитлер, Сталин, Берия, Чаушеску и подобные им — яркий пример некротической личности.
Кстати говоря, на каком-то моменте своей жизни Юнг тоже увлёкся смертью во всех её проявлениях, потому тоже относил себя к некрофильно ориентированным.
Конечно, в чистом виде подобные проявления характера встречаются крайне редко. И наверняка они обусловлены семьёй, воспитанием, социализацией на всех стадиях психологического формирования. Но и Фромм так же отмечал, что таких людей порождает современное общество, т.е. социум, с его механизацией, бездушной эксплуатацией человеческого труда, жаждой покорения, завоевания и денег. Конечно, в 30-х годах современное общество было совершенно другим. Но так ли сильно с тех пор всё поменялось? Возможно, всё приняло другую форму, и способы достижения целей стали более изощрёнными, пассивно-агрессивными. Однако изменилось ли равнодушное отношение людей друг к другу? Что дороже современному подростку — дружба или Айфон? Что важнее молодому парню — секс с красивой девушкой или компьютерная игра? А что важнее молодой девушке знать, что написал Куприн или накачанные губы?
К сожалению, иногда ответы слишком очевидны.
Орел Ульяна Сергеевна
Источник: