Нет единого ракурса, чтобы рассмотреть недопонимание между старшим поколением и подрастающим. И нет единого ответа как надо и правильно и как не надо.
В этой статье хочу рассмотреть тему через «Теорию поколений», разработанную учёными Уильямом Штраусом и Ником Хоувом.
Согласно теории, каждые 20-25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки, особенности.
И вполне логично предположить, что между поколениями будут разные убеждения, ценности и модели поведения, так как меняется время, история и это оставляет свой отпечаток.
На сегодняшний день мы можем столкнуться с 4 поколениями.
Выделю условно в одну семью.
Младшая сестра Лина (поколение Z), старший брат Лёша (поколение Y), папа и мама детей (поколение X) и бабушка с дедушкой (поколение беби-бумеров).
Начнём с «поколения беби-бумеров» — это 1943-1963.
Такое название оно получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. Это поколение отличается патриотизмом, коллективизмом, крепким здоровьем. Главные события того времени, повлиявшие на ценности — это, конечно, победа в ВОВ, покорение космоса, качественное медицинское обслуживание. И появилась дача) Повальное увлечение дачами вышло на небывалый уровень после смерти Сталина 1954 год.
Поколение X , 1963 — 1984.
Также называют и потерянным поколением, они выросли на фоне холодной войны, дефицита, началась перестройка. Это поколение очень мало общалось со своими родителями, по причине того, что те постоянно пребывали на работе. Были предоставлены сами себе, сами составляли распорядок дня, готовили обед. В их юности появляется кабельное телевидение, развиваются технологии.
Это люди одиночки, индивидуалисты, зачастую, придерживающиеся всю жизнь одного выбранного направления, работающие на одном месте всю жизнь.
Менее патриотичные чем предыдущее поколение, социальные институты становятся уже не так важны.
Поколение Y, 1984-2003, они же миллениалы, «поколение «Coca-cola», поколение «некст».
Выросли на фоне глобальных потрясений: развал гос-ва СССР, лихие 90-е, выживающие, как могут родители, теракты, эпидемии. Параллельно идёт бурное развитие информационных технологий. Поколение игреков, избалованны родителями, потому как те росли в вечном дефиците.
Испытывают проблемы в живом общении, общаясь чаще в сети.
На сегодняшний день большая часть представителей миллениалов озабочены славой, погоней за эмоциями, путешествиями, их жизнь похожа на сериал, который они транслируют посредством Инстаграм и других социальных сетей. Идеальная жизнь в профиле на фотографиях и абсолютно другая в реальной жизни — главный маркёр. Следят за тенденциями, брендами. Живут по принципу удовольствия, веря в то, что нет ничего невозможного.
Поколение Z, 2003+.
Цифровое поколение, не представляющее жизни без телефона в руках.
Интересуются наукой, технологиями, искусством. Не привыкли к физическому труду, не знают как всё устроено.
Зациклены на самовыражении, саморазвитии. Не чувствуют грани между реальной и виртуальной жизнью. Грань практически стёрта.
Зеты не мотивируются деньгами, и нуждаются в тех, кто укажет им чем заниматься.
Выступают против плохих привычек, придерживаются вегетарианства, здорового образа жизни. Часто путешествуют.
Вернёмся к семье где мы условно выделили 4 поколения, и теперь можно наглядно проанализировать, почему бабушка и дедушка могут обижаться, что внуки не хотят ехать на дачу (это их ценность поколения), а сидят в своём «интернете» (ценность поколений Y и Z, там их основное общение и их мир), понятно и недовольство родителей, которые проработали всю жизнь в одной профессии, и хотят от детей чёткого плана жизни, а они в свою очередь хотят самовыражения и деньги не так важны.
Разумеется, нельзя так категорично и жёстко поделить все семьи, огромное и первостепенное значение имеет пара и семья, где вырос ребёнок.
Но, знать ракурс, который я предоставила в статье считаю полезным.
Синельникова Елена Витальевна
Источник: