психология

Подарки детям на Новый год. Что мы дарим на самом деле?

Новогоднее чудо можно создавать своими руками и продлить его на пару недель, например, до и после нового года. Да хоть на месяц! Это тот самый Дух Рождества или дух Нового года, который мы так любим в трогательных новогодних фильмах, который помним с детства.

Радость ребенка от предвкушения новогодних чудес — бесценна. Радость взрослого, который вспомнит, что был когда-то ребенком, о чем мечтал и который может наконец стать сам себе и другим волшебником, исполняющим мечты – отдельное сокровище.

Праздник состоит из маленьких деталей, именно они дают эмоциональную окраску происходящему. Мы запоминаем эмоции больше, чем события. Это процесс подготовки к Новому году, изготовление сувениров, творческих поделок, придумывание сюрпризов и подарков, украшение дома. Попробуйте вспомнить свой детский Новый год. Что вспомнится наиболее ярко – ангина и сорванный праздник, а может быть новые красные туфельки, которые «почти как настоящие» у девушек из ансамбля народного танца в телевизоре… все это эмоции, именно они делают события яркими.
Что еще дарит нам эмоции в праздник? Что способно обрадовать, вызвать восторг, эйфорию или же разочарование?
Подарки! Конечно же подарки!
Практически каждый ребенок мечтает что-то получить от Деда Мороза под елочку, а также от мамы с папой, бабушек и дедушек, родных и друзей.
Иногда детские мечты, отраженные в пожеланиях и письмах Деду Морозу, почти безграничны и улетают далеко за пределы родительского бюджета.
Иногда подарок, заказанный ребенком, неприемлем для родителей по каким-то иным соображениям. Например, если ребенок просит у Деда Мороза щенка, а родители категорически не готовы к собаке. Или ребенок хочет большое ружье, стреляющее патронами-присосками, а дома на открытых полках стоит бабушкина коллекция фигурок из тонкого фарфора – ценная для всей семьи, а оружие даже в виде игрушек совсем не в чести.

Итак, стоит ли покупать дорогие подарки на Новый год?

Когда мы дарим ребенку подарок, что хотим подарить на самом деле? И кому – себе или ребенку? Если подарок дорого стоит, то всегда ли это желание порадовать ребенка? Или это неосознаваемое желание откупиться от своих переживаний вины за то, что мало времени было проведено вместе или родители считают себя недостаточно хорошими родителями. Или подарок – единственно доступный для родителя способ проявить свою любовь в материальном эквиваленте? А на эмоциональном плане это проявление недоступно? А может этот подарок вовсе и не своему реальному сыну или дочке, а маленькому себе, который долгие годы после детства все еще ждет любви, внимания и игрушек, которых так не хватало в детстве. Но поскольку совсем непонятно как дать это все себе маленькому в прошлом, можно сместить это все на реального ребенка в настоящем и заваливать его игрушками, при этом продолжая ощущать свой эмоциональный голод.
Как же определить, где подарок – это реально подарок ребенку, а где подарок – это удовлетворение каких-то других потребностей?

Можно опираться на свои ощущения. Облегчение и некоторое уменьшение чувства вины после сделанного подарка – скорее всего это не про ребенка и желание дарить радость, а про самого себя и что-то другое.
Радость с привкусом тоски или даже зависти – скорее всего вы хотели подарок себе, а не этому малышу.
Просто радость, нежность, удовлетворение – иногда подарок это таки просто подарок!
И это точно не про цену, а про ценность.

Нужно ли дарить именно то, что ребенок заказывает?

Я полагаю, что неплохо бы ориентироваться по своим возможностям. Если ребенок просит подарок стоимостью в два месячных бюджета семьи – это явное отсутствие связи с реальностью. Для ребенка отрыв от реальности – нормален, а вот если взрослый идет у него на поводу – стоит задуматься, что же такое происходит в отношениях, что проще прогнуть себя и всю семью, ухудшить свое финансовое положение, но не отказать ребенку в дорогом подарке.
Другая крайность – никогда не дарить то, что ребенок заказал.
За этим часто стоит обесценивание его желаний, его мнения и вообще «мама лучше знает», что тебе нужно на самом деле. Ребенок, как личность, как субъект в этих отношениях отсутствует. Он превращен в нечто, полностью контролируемое родителями.

Поэтому можно и нужно узнавать, чего хочет ребенок. Это помогает понять его интересы, направление его любопытства к этому миру. Это помогает гораздо легче подобрать подарок. Здорово, если вариантов несколько из разных ценовых категорий – можно еще и с бюджетом согласовать подарок.

В теме подарков есть еще важные моменты – про умение их принимать. Да, в том числе от ребенка. Корявые поделки. И не от ребенка тоже. В том числе дорогие подарки, ценные, ожидаемые. Или неожиданные, неловкие, не совсем удачные.
Принимать подарки и принимать в себе возникающие в этот момент чувства – нежности, благодарности, разочарования….самые разные. Распознавать эти чувства и уметь с ними обходиться.

Если же в теме подарков, дарения и получения есть какие-то шероховатости, с этим стоит разбираться. И лучше самим в контакте с психологом, а не через отыгрывания в отношениях с собственным ребенком.

Психолог, семейный психолог, Надежда Керова. 30.12.2018. Пермь.

 

Керова Надежда Евгеньевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...