психология

Пошёл к психологу — стало хуже. Трудные моменты в работе с травмой.

В последнее время ко мне часто обращаются клиенты, которые уже имели отрицательный опыт работы с психической травмой. К сожалению, им становилось значительно хуже, чем до обращения к психологу. При этом, первичный запрос клиента зачастую не имел отношения к вопросу терапии травмы.

Клиенты жаловались на плохое самочувствие, угнетенное состояние или вспышки гнева, чередующиеся с приступами грусти. Активизировались воспоминания о травматических событиях, нарушился сон, иногда отмечалось компульсивное переедание.

Перечисленные признаки указывают на наличие ретравматизации в процессе терапии.

Итак, как избежать такого явления, как ретравматизация?

Как известно, с запросом на проработку травмы клиенты обращаются редко. Обычно, травматическое событие (или события) обнаруживаются только в процессе работы. Клиент неожиданно "вспоминает", например, о насилии в процессе работы.

Итак, что делать, если неожиданно обнаружено событие, которое может быть классифицировано как травматическое ("травма — это воздействие, превышающее адаптивные возможности психики")?

Первое, не стоит сразу направлять все внимание на предположительно травматическое событие

во-первых, для начала работы с травмой обязательно иметь достаточно времени. Об этом нельзя "поговорить на бегу", между прочим. Процесс будет достаточно острым, и требует аккуратности и внимания. "Разрезать и не зашить" — недопустимо.

во-вторых, если клиент начал рассказ, психолог должен иметь достаточно сил, чтобы выслушать рассказ, оказывая вербальную и особенно невербальную поддержку — поза, интонация, жесты. На мой взгляд, невербальная поддержка эффективнее. К тому же, невербальная поддержка позволяет избежать типичных ошибок: неточно подобранных слов, банальностей: "Я понимаю Вас ….." — как понять то, в чем нет опыта проживания? Но даже если такой опыт есть — каждый из нас проживает его по своему.

 Особенно, если клиент значительно старше психолога, подобные фразы могут провоцировать недоверие, агрессию, даже обиду. Отрицательных примеров много, нет нужды их приводить здесь.

Очень важно выдержать этот рассказ — не "заваливаясь" ни в излишнее сочувствие, ни отстраняясь — это важно для клиента — увидеть и понять, что эмоции его переносимы. Их можно предъявлять людям. 

— в третьих,  психолог не должен стремиться к тому, чтобы рассказ клиента был очень полным, детальным — ведь точность в работе с травмой нужна именно в процессе терапии, а не при проговаривании обстоятельств события для предварительной оценки его травматичности.

В этом случае, не работают слова: "Расскажи — станет легче." Для истинной травмы это не верно. Точнее, ровно наоборот. "Расскажи — и станет хуже".

Также следует помнить, что сам рассказ об истинной травме затруднен, в том числе из-за блокировки речевой зоны Брока в мозге. Показательно, что при успешной проработке, речь о травматическом событии льется свободно, без запинки, легко.

— в-четвертых, если событие является травматическим (то есть шкалы субъективных переживаний показывают высокие баллы, есть признаки травмы в поведении, самоопределении и .т.д.)  и начинается работа с травмой, психолог обязан предотвратить возможность одновременного осознания всех воздействий травмы на пострадавшего.

Например, в терапии травмы инцеста в детском возрасте, травмирующих факторов очень много: сам инцест, предательство близких, самоосуждение, упущенная вариативность поведения во взрослом возрасте и т.д.

Нельзя допустить, чтобы клиент с помощью психолога осознал всю эту информацию одномоментно. Клиент должен в данном случае пережить как травму только то, что осознает сейчас — факт насилия. Не нужно добавлять "лишнего знания" — ведь травматический комплекс — это защитная функция психики от разрушения.

Абсолютно недопустимо принуждать клиента работать с травмой.

К сожалению, встречается и такое — и последствия крайне негативные для клиента.

Прежде, чем начать работу, следует помнить, что она не возможна без установления доверительных отношений.

Не менее важно  предварительно определить, есть ли у клиента ресурсы для такой работы. Если нет — то нужна тщательная работа с ресурсами.

Без этого (доверие и ресурсы) работа не будет успешной.

Берегите друг друга!

Записаться на консультацию можно по телефону: 7 921 964 85 87

Scype: crisishelp1

Светлана Викторовна Говриченкова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...