Духовность, по всем понятиям, тема философская и напрямую связанная с религиозностью. О ней сложно сочинить психологическую заметку. Однако я рискну.
Заранее отмечу, что моя цель — открыть дискурс, описав свою позицию, а не каким-либо образом задеть чувства верующих людей.
Я предположил, что в своём максимуме духовность — это про такие базовые темы, как смысл жизни и чувство наполненности. Да, можно говорить про все экзистенциальные вопросы, но размышления всё равно упираются в доверие к миру, другим и себе в этом мире.
То есть, короткой формулой: "я такой, ты другой, мир сякой, мы дружим, и это ценно".
Наполнение может быть любым, но именно человека, который "дружит с собой" мы скорее назовём "духовным" — он сможет терпеливо нас выслушать и даже спрашивать нечто очень важное, используя собственные чувственные отклики как некий камертон. Чаще всего такой человек не обвиняющий, хотя может говорить и очень болезненные (читай: точные) вещи. Он скорее умелый наблюдатель.
Как телесник, я знаю, что базовые потребности могут проясняться хорошим контактом с ощущениями тела — заземлённостью — и пониманием своих желаний — центрированностью.
Хорошо ощущающий себя человек склонен видеть несовершенного себя частью несовершенного мира, полного таких же [тавтология] людей. То есть заветное равенство часто приходит после осознания, что мы все едины перед "вызовами жизни" (голодом, потребностью в уюте, в понимании, безопасности, любви и принятии,…,…), и что каждый по-своему решает эти вопросы.
И тогда я осознал, чего не хватает для описания, — псевдодуховности.
*барабанная дробь*
Идеи всемогущественной силы, которая всё контролирует и всё знает; запойное чтение метафизических описаний мира в попытке утолить бесконечный инфоголод и найти загадочные ответы на недозаданные вопросы; бесплодный поиск духовного наставника, который должен взять ответственность за нашу жизнь на себя; самобичевание и вечные ограничения "бренного тела" ради обещанного самому себе послесмертного счастья; волшебная вездесущая йога с её праноедением; бесконечные диеты; поиски диагнозов и другие попытки обозвать своё отличие от «как надо»; etc…
Вкратце, имхо, беспощадные попытки игнорировать своё живое внутреннее Я ради приличного (идеального?) социального макета.
А может и страх смерти, победивший жажду жизни.
"Всё суета и томление духа"?
Ну, почти.
Я бы сказал другой цитатой: "великое счастье и великий ужас быть человеком", дополнив многообещающим заключением, что в каждом из нас есть то мужество, которое необходимо, чтобы стать собой.
К сожалению, в школах этому не учат — мы бы тогда все были слишком самостоятельными и неудобными для управления.
Я, кстати, знаю, как внутри психотерапевтической работы помочь вам обрести это мужество.
А что такое "духовность" для вас?
Алексей Гольев
Источник: