🔴 Когда я была маленькой, я очень любила танцевать. Я придумывала движения, сплетала их вместе и бесконечно вдохновенно кружилась по комнате под музыку или без. Это был интимный для меня процесс (как это иногда бывает с процессами, связанными с удовольствием).
И вот однажды наша воспитательница в детском саду придумала следующее задание.
— Каждый, — сказала она,- каждый! должен вспомнить и показать какое- либо движение из танца. Только в этом случае я отпущу вас домой.
Конечно, это был блеф. Но тогда… тогда я восприняла ее слова как реальную угрозу. Я дико испугалась, что меня не отпустят домой. И начала лихорадочно соображать. Другие дети показывали какие-то изученные нами на общих занятиях движения. Я же,как назло, не могла вспомнить ни одного. Кроме тех самых сокровенных движений. И я решилась… Мучимая страхом не попасть домой и стыдом от того, что мне приходится «обнажать» своё личное, я вышла и показала одно- единственное своё движение.
— О! Как красиво! Покажи ещё!Что дальше? — удивилась воспитательница, заметившая, что я показала что-то нетрадиционное.
Но я больше не показала ничего. Я итак слелала слишком много, я сделала то, что была должна, и ни грамма больше я делать не собиралась. Была бы моя воля, я бы и это не показала.
🔴 Для меня история про многое
— про то, как взрослые неосознанно или осознанно манипулируют детьми и их чувствами
— про то, насколько уязвим ребёнок рядом со взрослым
— про "бытовое", едва заметное насилие и про его последствия. Я много вспоминала эту историю в разных ситуациях, где я была вынуждена делать что- то, что не хотела. И это принуждение самой себя к чему- то стало частью меня.
— про вдохновение, и про то, как одно и то же действие может быть цельным и исполненным вдохновения, когда оно идёт от внутреннего желания, изнутри человека, или быть наполненным совершенно другими смыслами.
🔴 Как правило, ситуации с вынужденностью уходят корнями в детство и интериоризованным (внутренне усвоенным и ставшим частью личности) образом того, кто заставлял. Говоря проще, в детстве нас заставляли, и конфликт был внешним, а во взрослом возрасте мы заставляем себя сами, делая внутренний конфликт внешним. Делаем мы это неосознанно, следуя психическому закону, описанному в психологии как "эффект незавершенных действий" или "эффект Зейгарник".
🔴 Сейчас я внимательно отношусь к тому, что я хочу (спасибо психотерапии). Ведь удовольствие и вдохновение живет только там, где есть собственное желание.
Когда мне кажется, что есть что- то, что я должна сделать, я спрашиваю себя
✔ Ты правда кому- то должна? Кому? И когда ты взяла на себя это обязательство?
✔ А что хочешь ты?
✔Хочешь ли ТЫ продолжать это делать?
✔ Как ты так сделала, что в этой ситуации твоё желание оказалось неважным?
🔴 Сейчас я позволяю себе сказать: " Нет, я не буду это делать!", если я не обнаруживаю в себе желания что- то показывать, о чем- то говорить или куда- то идти.
Я хочу, чтобы в моей жизни было как можно больше вдохновения и удовольствия .
Когда распирает от энергии и желания что- то сделать.
Когда удовольствие доставляет и результат, и процесс делания чего бы то ни было.
Мне, конечно, хочется узнать, как в вашей жизни обстоят дела с удовольствиями, желанием и вдохновением, но я надеюсь, что, если вы захотите рассказать, вы не станете себе запрещать😉
Протасевич (Мирошниченко) Екатерина
Источник: