Умение просить напрямую зависит от уважения труда. В русском языке до 1918года было просительное наклонение. Фразы просьб строились в соответствии с ним. Сейчас просьбу можно оформить началом: «Пожалуйста.» или напрямую «Прошу.» «Пожалуйста дайте ложку.» – просьба. «Дайте ложку.» — скорее требование. Требовать можно долг, это нормально. Т.е. Вы что-то сделали и хотите получить это обратно, или что-то взамен. Просьба – это когда Вы еще не рассчитались за данную услугу. «Прошу твоей руки.» — это просьба, причем с предположением сотрудничества на длительный срок в тесном контакте. А если сказать: «Дай руку.» — можно расценить это просьбой, причем с предположением сотрудничества на длительный срок в тесном контакте?
В семьях, где отсутствует слово «пожалуйста» или «прошу» при обращении к другому идет опосредованная недооценка чужого труда. «Кран почини.»; «Хлеба дай.»; «Ребенка забери.» — это требования. И становится незаметным труд другого, за этот труд можно не рассчитываться. Или «Что-то на столе не хватает…» и жена предлагает варианты: «ложку, хлеб, соус…». Получается, что просьбы нет, жена сама сделала какое-то действие. (или муж) Труд обесценен. За это и спасибо можно не говорить. На уровне эмоций человек выполнивший труд ощущает, что что-то не так. Нет удовлетворения от своего труда. Да и сам сомневается, трудился ли он, может и благодарить его не за что. Такое обращение порой применяют и дети в отношении родителей и между собой. «Где моя тетрадь?» — и мама ищет тетрадь. А зачем? Ее не просили, она считает почему-то, что она должна. Странный долг. Возможно, это страх, что учительница ее наругает за небрежность ребенка, или это любовь беззаветная… У каждого своя мотивация. А недооценка труда явная. Накапливаясь со временем недооцененный труд вызывает злость, обиду, раздражение… и низкую самооценку. Что вновь стимулирует согласие на обесценивание своего труда. А с низкой самооценкой сложно воспитывать детей. Дети не хотят слушать человека, не ценящего себя. Хотя родитель уже несколько лет кормит, учит, одевает, лечит… Это огромный труд!
Уважение своего труда важная составляющая внутреннего мира человека. Научиться уважать себя можно. Можно научиться уважать труд других. И тогда придет навык просить. (не попрошайничать, конечно)
Умение просить важно и в начале межличностных отношений. Юноша и девушка симпатичны друг другу, и они общаются какое-то время. Но девушке в ее семье сказали, что просить плохо. И она послушно не сообщает о своих просьбах юноше. А он мысли на расстоянии не читает. Узнать у девушки, что она хочет возможности нет и он пробует разные варианты поведения для налаживания отношений. Шансы, что он угадает, конечно, есть… Но девушка в ожидании, что он сделает как она мечтает… А совпадений нет или мало и … И отношения симпатии разрушаются. Каждый разочарован.
Просьба порой считается слабостью: «Что без меня сделать не можешь, слабак.» И желание просить у этого человека пропадает. Вновь идет разрушение отношений. Возможно, просьба и слабость на момент сейчас, но все меняется. Смена ролей просителя и просящего – частая смена.
Просьба красивейшее умение в межличностных отношениях. Умеющие просить сильные и чувствующие люди. Полагаю это огромная ценность в жизни.
Елена Чехонина
Источник: