Чувства могут быть противоречивыми. И это может путать и сбивать с толку.
Ребенок учится замечать у себя смешанные чувства около 5 лет от роду, в среднем. Так происходит при условии, что родители помогают человеку обращать внимание на свои переживания, называют эмоции и чувства, чтобы он умел их узнавать и понимать. Сейчас развитие эмоционального интеллекта у детей набирает обороты, и это очень радостно! А раньше мало кто интересовался и уделял внимание этой стороне детской жизни — что там он может чувствовать, он же ребенок? Главное — сыт, обут, одет. Капризничает — наказать… чтобы не привыкал.
Когда такой ребенок вырастает во взрослого, то зачастую он маловнимателен к себе и с трудом может разобрать, что там происходит в его чувственном мире.
Например, встреча с давней подругой — вроде и радостно, но в то же время и немного грустно, что так быстро летит время — несколько лет не виделись и на лицах обоих это отразилось новыми морщинками. А может еще и зависть примешивается — подруга недавно только вышла замуж и кажется вполне счастливой, а ты с мужем уже несколько дней не разговариваешь. Потому что так проще, чем искренне сказать о своих переживаниях и желаниях. Если все эти чувства обнаружить и назвать, понять их цель и назначение, дать им место и позволение происходить, то противоречие между ними исчезает. И уже нет беспокойства и непереносимого скрежета кошачьих коготков в глубине души. И даже можно сознательно выбрать своим вниманием радость в данный момент, а остальные чувства — нет, не задвинуть, а отложить. Для работы, в отдельную папочку.
А что может случиться, если эти переживания не распознать? Скорее всего появится беспокойство: «Что-то мешает мне радоваться, тревожит, это кажется неправильным, хочется не так. Куплю-ка я по пути домой тортик, чтобы это беспокойство заесть». Это один из вариантов.
Чаще всего, от подобной нераспознанной противоречивости хочется сбежать. Так происходит еще и потому, что некоторые чувства мы привыкли считать неправильными, неприемлимыми. Грусть, злость, зависть… Они могли не нравиться важным близким людям, родителям, вызывать у них негативную реакцию и отторжение, которые расценивались как: «меня отвергают, когда я чувствую это».
Но если снять с них оценочную оболочку, и принять естественность и необходимость таких переживаний, как дождь или грозу в природе — то быть с собой в контакте, когда эти чувства нахлынут, становится намного проще. Также как и отпустить их потом, не переводя в тревогу и чувство вины.
Сделать это можно постепенно — идти по следам, изучая, узнавая, распутывая, принимая. Путь может быть долгим, но ведет он к целостности, а она того стоит.
Картина Фриды Кало "Что дала мне вода".
Наиля Ширина
Источник: