Как часто человек сводит всё к наихудшему варианту развития событий? Подобное бывало у каждого, но для людей, страдающих депрессивным или тревожным расстройством, превращать некоторые, подчас, обыденные ситуации в катастрофу – железное правило. Часто приходится сталкиваться с людьми, чья озабоченность будущим основывается на катастрофичных предсказаниях: муж задерживается на работе, — «а что, если он попал в аварию?!», суховато ответили на будничный вопрос, — «меня никто не уважает! Я ничтожество».
Стоит ли говорить о ситуациях, в которых действительно есть негативный посыл.
Такова картина катастрофизации при тревожных и депрессивных расстройствах личности. Однако, как говорилось выше, жить в ожидании худшего, не имея на то фактических оснований, могут все.
Что делать?
Термин «катастрофизация» введён американским психотерапевтом Альбертом Эллисом, определяющим его как искаженный способ мышления, при котором человек интерпретирует события как «ужасные» и «необратимые». Иначе говоря, не так важно событие, как тот или иной взгляд на него. А это значит, что мышление может искажаться, ограничивая доступ к объективному анализу действительности. От этого и все проблемы, однако, многие искажения возможно скорректировать.
МЕТОДИКА «МАЯТНИК»
Есть множество техник и методик, которые предлагает когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) в борьбе с тревожностью. Многие из них могут эффективно совмещаться. Например, «декатастрофизация» и «скачок в будущее». В недавней книге Джудит Бек, обе представлены достаточно ярко.
Есть 4 вопроса на декатастрофизацию, которые нужно задать после описания клиентом проблемной ситуации. Допустим, «коллега не позвал на обед». Далее спрашиваем у клиента:
1) Что самое ужасное могло случиться в этой ситуации?
Клиент: он отнесся ко мне с пренебрежением, не уважает меня.
2) Хорошо. Если бы это оказалось правдой, то как бы вы с этим справились?
Клиент: ну-у, было бы немного грустно, но терпимо. У меня много друзей вне работы, они всегда рады моей компании.
Если необходимо, то помогаем найти эффективные способы реагирования и нахождения информации.
3) Вероятность, что случиться самое плохое, крайне мала. А что самое лучшее может произойти?
Клиент: в следующий раз он подойдет и вспомнит, что забыл меня позвать. Затем мы вместе пойдем на обед.
4) А какой вариант развития событий самый реалистичный?
Клиент: он действительно забыл обо мне из-за загруженности на работе.
Далее хотелось бы обратить внимание на вопрос о самом лучшем исходе и обратиться к методике «скачок в будущее». Суть её проста: предложить клиенту закрыть глаза и вообразить этот самый лучший вариант развития событий как можно ярче. С деталями и эмоциями.
Как работают две методики при их совмещении, стоит пояснить на примере.
Ко мне обратилась женщина с признаками депрессии и рядом нереалистичных убеждений по поводу необходимости «всегда быть сильной» и не просить помощи. Речь шла о многих проблемах: общение с сыном, противоположенным полом, коллегами и др. Единственной радостью для неё была планируемая поездка на море, где она собиралась встретиться с неким мужчиной, в которого она влюблена. Ей хотелось совершить авантюру — мужчина был не в курсе её затеи. При этом, приятные мысли о поездке постоянно размывались когнитивными искажениями, «он меня оттолкнет», «у него кто-то есть», «он не вспомнит меня».
Разумеется, работа с подобными убеждениями подразумевает декатастрофизацию и вышеупомянутый вопрос, «если так случится, то как вы справитесь?». Мы так и сделали. Затем, довольно успешно проработав поведенческую стратегию в случае самого худшего, клиентка приободрилась, сказав, что рационально думать о катастрофе – не так уж страшно. Теперь она знала, что сделает в случае отвержения.
Затем, найдя рациональную точку опоры в виде поведенческой стратегии, мы обратились к «скачку в будущее» и позитивному подкреплению достигнутого. Клиентка представила, как садится в самолёт, довольная и загорелая, с запасом приятных воспоминаний на годы вперёд. Ей ничто не угрожает, задача: «хорошо отдохнуть», выполнена.
Подобная тактика крайне эффективна в связи со склонностью тревожной психики к иррациональному убеждению: «надежда на лучшее всегда рушится – нужно сразу думать о плохом». Вследствие, человек не позволяет себе надеяться и заранее ожидает провала. Данная логика приводит к негативному аффекту и разочарованию, но при рациональном подходе (проработке поведенческой стратегии худшего) этого можно избежать, тем самым, открыв путь к важному психологическому ресурсу, которого тревожная психика, обычно, сторонится. Речь о мечтах.
При появлении нового страха или сомнения на этапе «скачка в будущее», всегда можно вернуться к первому шагу, и утвердиться в правильности «экстренного плана» — т.е. укрепить точку опоры для возможности думать о лучшем.
Подобные переходы от логичного плана к эмоциональному подкреплению напоминают раскачивающийся маятник, который соответствует жизненной динамике. Двигаясь от ума к чувству и наоборот, вступая в органическое противоречие двух начал, мы постепенно приходим к гармонии, которая так необходима личности на любом этапе её становления и с любым уровнем дифференциации.
Георгий Солодовников, психолог-консультант, телефон: 8-908-583-43-51.
Солодовников Георгий Александрович
Источник: