психология

Психические травмы и песочная терапия.

Психические травмы могут быть острые шоковые, которые человек переживает кратковременно.

Ребенок, отдыхая с родителями и находясь с ними на прогулке, увлекся и потерял родителей, вокруг чужие люди. Где родители? Страх, ужас.

Помощь подоспела, родителей нашли, воссоединение произошло. Данная ситуация травмирует ребенка, но по времени своего воздействия она будет кратковременной. Справиться с этой травмой легче.

Помню случай из своей практики, когда все ждали «конец света». Девочка 7 лет впечатлилась рассказами одноклассников настолько, что перестала спать и постоянно плакала.

Одной встречи с девочкой было достаточно, чтобы высвободить то, что запало в сознание ребенка. Мы поговорили, разобрали смысл слов «свет», где и когда в жизни свет оканчивается, а когда начинается. Проследили ритм «конец света», «начало света», включая и выключая свет в комнате. Девочка сама поиграла с выключателем при моём комментировании: "Конец света, начало света",

Но есть травмы хронические, которые продолжались длительное время. Это может быть длительное насилие как физическое, так и эмоциональное. С такими травмами труднее справиться. На сопротивляясь и терпя насилие, человек дает себе самому негативную оценку, обвиняя себя, делает о себе негативные выводы.

Это ошибочное самозаключение блокирует спонтанную жизненную активность пострадавшего.

Ребенку в семье запретили давать сдачи младшему брату, который кусался, дрался: «Он маленький, а ты большой, понимать надо». В детском саду ему тоже нельзя было давать сдачи тем, кто его по-тихому бил за беседкой, пока воспитатели не видели: «Ты воспитанный мальчик, а воспитанные мальчики не дерутся!»

В школе он уже был тихим и забитым: «Нам не нужны проблемы с учителями и школой. Умей сам справляться» — говорили родители.

Здоровье ребенка к 8 классу настолько ухудшилось, что врачи посоветовали обратиться к психологу. Бессоница или кошмарные сны, бессилие и апатия, нет желания что-то делать, слабость, сердцебиение.

Происходит травмирующее событие, организм мобилизуется, мышечная активность возрастает, происходит выброс гормонов, а энергия не находит выход и уходит в тело, так как есть запрет на реагирование.  Активация нервной системы не завершается – «импульс травмы» застревает в теле.

Защищаться и спасаться – инстинкт, который заложен в нас природой. Запрет на пользование инстинктом происходит потому, что мы стали социальными существами, «окультурились».

Если нет возможности спасаться и защищаться, то наступает оцепенение. Чувствительность блокируется.

Происходит насилие, а жертва не позволяет себе ответить. Сжимается и пережидает насилие. Замирает. Останавливается в развитии как эмоциональном, так и физическом.

Ребенок может блокировать своё развитие и свою активность и намерено оставаться «маленьким».

Если вернуться к истории с подростком, то мы вместе с ним начали работать в психологической песочницы, переместившись вовремени в момент зачатия ребенка, проживая все травмирующие его ситуации и проигрывали их на пластилиновых фигурках. В песочнице есть возможность дать «сдачи».

Примечательно то, что мама вспомнила, как в момент беременности ребенок очень активно «стучался» в стенки живота, а она вскрикивала и возмущалась его активностью..

Если в начале занятий ребенок говорил про себя: «Я не чувствую тела. Я ничего не чувствую. Меня здесь нет», то с каждой песочной сессией чувствительность в теле просыпалась.

 

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Василакий Ирина Родионовна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...