Когда в роддоме акушер произносит заветное: "Мальчик!" или "Девочка!" , то мало кто из нас, лежащих на кушетке и плача от счастья при виде этого родного орущего комочка, может задуматься о том, что этим уверенным соглашением пола человеку предопределяется его сексуальная идентичность и половое самосознание.
Но спустя годы, подвергаясь стрессу, травмам, различным жизненным обстоятельствам, человек может ощущать себя не в своем теле, стесняться или даже сопротивляться своей сексуальной роли.
Семья моих знакомых, проживающая за границей, тревожится о самоидентификации своего ребенка. Что делать, если соседский мальчик шести лет решил, что он девочка, а родители ему поддакивают и даже поощряют этот ажиотаж, покупая браслеты, колечки и бусы…?
Действительно, пребывание человека в другой половой роли может быть как вариант игры, но в ряде случаев при умелой и тонкой работе психологов и обеспокоенных родителей, такая половая идентификация вскоре сходит на нет.
Но рассмотренный нами пример говорит о том, что в некоторых случаях существует опасность потерять половую идентичность и поддаться искушению сексуализированного общества.
Так, знакомая тревожится. "Спрашиваю ребенка, кем ты будешь?", а он мне говорит "Моделью". Показывает мне гламурные фотографии, лабутены приносит…его мама даже не парится, говорит, я счастлива, что он свободен в своем выборе и пусть делает со своим телом, что хочет". А мне страшно, не по себе… хочется, чтоб традиционные ценности, семья сохранились, а радугу оставили детям…И понимаю то, что если я скажу сейчас об этом в садике или школе, то у меня местные власти отберут сына, обвинив в гомофобии…".
Действительно, ситуация деликатная, но в то же время важно понять, что ответственность за воспитание детей лежит на родителях. Мне, к примеру, не встречались среди кавказских семей (чеченских, азербайджанских и тд) как в России, так и проживающих во Франции, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии и тд, подобные настроения и проблемы. В этих семьях, как правило, крепко традиции и никакие веяния общества не позволяют сокрушить их.
Опора на традицию, четкая половая принадлежность, социально- половая обусловленность определяет дальнейшую жизнь и сознание человека.
Что же касается вопросов сохранения естественного сохранения половой идентичности, когда мальчик это мальчик, а девочка это девочка, потому что есть половые признаки как внешние, так и внутренние, то это вопрос чрезвычайно деликатный и значимый в условиях мультикультурного общества.
Самоопределение ребенка по половому признаку, безусловно, связано с ценностями семьи, в которой он родился и растет. Поэтому обеспокоенность родителей со стороны сохранности детства и полового самосознания вполне понятна многим из нас.
В этой связи я предлагаю методику, направленную на выявление особенностей психоэмоциональной и полевой сферы ребенка в рамках его картины идентичности.
Так, можно ребенку задать вопросы о себе и о фантазиях в максимально корректной и удобной форме.
Для удобства и привлекательности процесса для ребенка можно подготовить цветные карточки, фломастеры, альбом.
- "Я на самом деле…..""Кто такой мужчина?""Кто такая женщина?""Боюсь ли я быть мужчиной?"(женщиной)
Необходимо работать очень аккуратно и записывать всё мысли ребенка при выполнении этого задания. Так, в своей практике я сталкивалась с подобным случаем, когда мальчик не хотел быть мальчиком из-за страха перед отцом (отец агрессор, подавляющий мать, избивающий их).
В подобном состоянии ребенок ищет безопасное для него образное выражение, что и приводит к искажению восприятия и противопоставлению себя.
Архангельская Надежда Вячеславовна
Источник: