Ирина Лебедева
Психологическая витальность или мысли и эмоции для здоровья и благополучия
Психологическая витальность — это ресурс,
который делает нашу жизнь гармоничной…
Вы психолог, целитель, вы тот, кто помогает людям … и вам часто приходится «спускаться в яму, чтобы вытащить человека из неё». Вы вступаете в терапию с верой, что ваша симпатия, доверие и понимание клиента приведет к значимому улучшению его состояния… Но иногда этого не происходит. Потраченные время и усилия не оправдали надежд… А если вам просто не безразлично ваше здоровье и благополучие? И вам кажется, что в вашей жизни что-то не так, ваши мечты не исполняются. Вы не довольны как идут ваши дела, куда-то ушла радость жизни, вам кажется , что окружающие пользуются вами и вы не знаете , что с этим делать. Стресс нерешенной задачи, ощущение, что дела идут не так как хочется, всегда порождает чувство вины, неуверенность, неудовлетворенность, раздражение. Мы теряем покой, становимся подозрительными, обиженными, подавленными или даже бываем вне себя от злости. В этом случае специалисты говорят что мы теряем эмоциональную устойчивость и что нам нужно учиться «снимать стресс» и разрабатывают целую систему «копингов» — мер, позволяющих сделать все эти неприятные явления хотя бы чуточку менее неприятными, хотя бы на какое-то время. Но в следующий раз происходит еще какое-то неприятное или непонятное событие и вам снова требуется помощь…
Наша жизнь неимоверно сложна. Несмотря на наши желания, усилия, аффирмации, сделать успешную карьеру, обзавестись счастливой и любящей семьей не всем это удается. Иногда результатом становится «невыразимое бремя усталости», разочарование и сожаление об ошибках в прошлом… Конечно интернет полон информации о методах эмоциональной разгрузки, релаксации, словом снятия последствий стрессов. Но вопросы остаются, например такие:
— какие особенности позволяют человеку быть жизнестойкими, а какие – отнимают энергию, мешают преодолевать стрессы и грозят болезнями?
— почему не все ваши мечты сбываются?
— как не только уметь преодолевать последствия стрессов, но и научиться не допускать их ( по возможности, конечно), и ощущать радость каждого дня?
— почему в жизни так много парадоксов, и почему не получается найти простые правила разрешить их?
Мы уже знаем, что для того, чтобы максимально оградить свой организм от стресса, кроме минерального баланса в организме, баланса витаминов, микрофлоры, физической активности необходима развивать психологическую устойчивость к стрессам. А если все-таки существует что-то, что регулярно выбивает нас из колеи и заставляет тревожится и не спать по ночам, то значит мы «уязвимы к стрессу». Эта уязвимость может быть обусловлена либо прошлым опытом личности, касающихся каких-то травмирующих ситуаций, либо биологической склонностью к депрессии. Подверженность стрессу может базироваться и на статусе личности в социуме. Практически вся хранимая личностью информация, отражающая её жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллектуальной деятельности, все её высшие психологические качества и характеристики оказывают влияние на способ нашей реакции на стресс, а значит и на риск соматических расстройств и заболеваний.
Сейчас внимание современных ученых, занимающихся проблемами стрессоустойчивости привлечено к области психонейроиммунологии. Это наука, стремящаяся к пониманию связи психики (сознания) и нейроэндокринной и иммунной систем и роли этой связи в сохранении здоровья.
Базовыми позициями в настоящее время являются идеи о том, что в результате длительного стресса и постоянных отрицательных эмоций у человека наблюдается значительное угнетение функционирования иммунной системы.
Нейрофизиологи уже установили биохимическую связь основных структур мозга – гипофиза, гипоталамуса и коры надпочечников. Они вырабатывают и обмениваются между собой определенными веществами — (гормонами или медиаторами). Когда соответствующий биохимический сигнал о негативных эмоциях доходит от гипофиза и гипоталамуса до коры надпочечников, она реагирует на это выработкой гормона стресса кортизола. А он действует разрушающе на многие органы. По принципу «где тонко, там и рвется».
Стресс является неотъемлемым «атрибутом» современной высоко-технократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса. Вслед за основоположниками гуманистического, в частности экзистенциального направления в психологии, современные ученые отмечают, что «стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром» ( Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление, 2006). В социальном плане в наше время нарастают явления, свидетельствующие о нестабильности и часто распаде прежних структур межличностных отношений в обществе. В этом смысле мир 21-го века захвачен ксенофобией и конфронтацией по религиозным, национальным и другим признакам. Как отмечает известный физиолог и исследователь стресса Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса», лишающая жизни миллионы людей (Китаев-Смык Л.А. Психология стресса Психологическая антропология стресса, 2009). В личном плане люди в гораздо большей степени, чем раньше, по крайней мере в нашей стране, сейчас стали одержимы идеей достижения успехов, что, в свою очередь, заставляет интенсифицировать и специализировать личностные ресурсы человека – физические, интеллектуальные, психологические. Общество в лице всевозможных своих институтов, как никогда, заинтересовано в этом. И все это происходит в эпоху, перелома гигантских космических циклов, что влияет на функционирование практически всех сложно организованных систем – физических, биологических, технических и социальных. Как следствие, сегодняшняя жизнь характеризуется огромным числом непредсказуемых катастроф – природных, техногенных, социально-гуманитарных. Пессимистам может показаться, что сейчас, как и во времена социальных революций и войн, безопасность существования человека, оказываются под угрозой. По статистическим данным врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам. Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высоко-технократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса. Это в большей степени зависит от качества «наших когнитивных процессов», образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей и ресурсов. Одним из таких ресурсов безусловно является психологическая витальность.
Термин «витальность» происходит от лат. Vita – жизнь, но в разных контекстах и в разные времена он означал разное. Эта жизненная сила может рассматриваться как средство, позволяющее индивиду утвердить себя с точки зрения универсальной и основополагающей задачи сохранения жизни и энергии. В общепринятом смысле витальность это простое отличие жизни от не жизни, способность оставаться живым, быть энергичным, обладать жизненной силой. Но если быть точными — это всего лишь онтологическая витальностью или выживание (термин предложен социологом Козловой Н.Н., 1998). Для многих в нашей стране по сей день, эта задача остается весьма актуальной. С подачи же психологов экзистенциального направления, возникло другое, более широкое понимание термина «витальность», вернее возникло понятие психологической витальности. Говоря словами Эриха Фрома, это «способность к раскрытию человеческих сил и возможностей в соответствии с законами его природы» (Фромм Э. Психоанализ и этика, 1993). А это означает, что задачей индивидуума, является не только и не столько просто выживание, но еще и «развитие способности символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта». Цель этого процесса – обрести аутентичность (подлинность), другими словами «найти себя», что, в свою очередь, требует от человека формирования собственного отношения ко всему происходящему, выработке собственной, «философии жизни» ( Фромм Э. Человек для себя, 2003). Причем философии, позволяющей полноценно развиваться, жить и получать удовольствие от жизни во всех её проявлениях. Может показаться, что для многих это вообще является непосильной задачей, поскольку из медицинской статистики известно как «помолодели» многие тяжелые болезни. Возросло число психосоматических заболеваний, депрессий, различных форм зависимостей, отчуждения от семьи, друзей, общества. Поэтому и значение термина ВИТАЛЬНОСТЬ в наше время смещается из области телесного в область психологическую. Поэтому в отличие от онтологической витальности, будем в дальнейшем говорить о витальности психологической. Способы решения задачи поддержания психологической витальности связаны с освоением определенной культуры мышления, развитием чувств, эмоций, интуиции, и всего того, что составляет систему жизненных ценностей человека, позволяя, «выходить за пределы обыденного, самого себя, т.е., проявляя себя как существа духовного». Все это влияет на способность человека к поведению, позволяющему противостоять действующим на него стрессовым факторам, как внутренней, так и внешней природы. Такой подход оправдан положительным практическим опытом исследований данного вопроса в настоящем, хотя возможно он пока не полностью подтвержден данными медицинской науки. Перефразируя известное высказывание Эриха Фромма, биохимия, нейрофизиология, электрофизиология счастья, «еще только начинают формироваться»(Фромм Э. Человек для себя, 2003).
Что же такое психологическая витальность? Наиболее видную роль в теоретической разработке этой темы сыграл Пауль Тиллих – философ, протестантский священник, автор книги «Мужество быть». К определению понятия психологической витальности Тиллих подошел следующим способом. Он полагал, что качества, которые позитивно влияют на переносимость человеком воздействий внешней среды должны давать человеку энергию. А эти качества обеспечиваются вовлеченностью человека в процесс жизни, его заинтересованностью в нем, компетентностью. А это подразумевает автономию личности, интерес к изучению законов жизни и творческий подход во всех начинаниях. Это последнее качество является особенно актуальным учитывая то, что одно из основных качеств жизни — её непредсказуемость (Тиллих П. Мужество быть, 1995). Поэтому риск, всегда сопровождает любое самостоятельное действие человека. И нужно отдавать себе в этом отчет.
Четкое определение витальности предложил уже в нашем тысячелетии создатель энергоинформационного подхода к изучению различных сложных систем профессор, д.т.н. Владимир Никитович Волченко. Он первый отметил, что для сохранения высокой витальности любой системы живой или неживой, важны понятия информации и энергии. Для абсолютно любой деятельности, любых систем, любых живых организмов важно иметь информацию о законах, по которым функционирует мир, а также уметь поддерживать достаточно высокий уровень энергии, а значит контролировать те аспекты, которые «пожирают» энергию. Энергия и информация – два самых дорогих и важных ресурса , которые существуют во Вселенной и от которых зависит практически все – здоровье, успешность в делах и в личной жизни. Если применить это рассуждение к психологии, то высшей формой информации в психологии (первым это также отметил П. Тиллих), является смысл, осмысленное содержание (С), а значит витальность всегда напрямую будет связана со смыслом. И, соответственно, смысл ( а значит информация) напрямую влияет на витальность.
Здесь и дальше предполагается, что смысл у каждого свой, следовательно верно и обратное выражение: смысл – каждый определяет по тому, что дает ему энергию! Таким образом, по Тиллиху-Волченко витальность прямо пропорциональна информации о жизни и обратно пропорциональна возможным потерям энергии или C ~ V = I/E (Волченко В.Н. Неизбежность, реальность и постижимость тонкого мира, 1996) .
Для тех, кто не силен в математических записях, волнистая черта в выражении для смысла – означает знак пропорциональности ( в отличие от простого равенства).Получается, что человеку для обеспечения своей психологической витальности важно всячески способствовать притоку энергии и по возможности предотвращать её потери. Получению энергии способствует достижение цели, для чего и нужна информация, т.е. нужно
как можно больше узнать различных «секретов» жизни, а в случае психологии – психологических «секретов» и к тому же понять почему по каким причинам и из-за каких наших личностных качеств мы теряем энергию жизни.
Те качества, которые свидетельствуют об интересе к процессу жизни реализованы поклонником творчества Пауля Тиллиха американским психологом Сальваторе Мадди и названы им показателями жизнестойкости. У нас тест получил известен благодаря его адаптации Леонтьевым Д.А. и Рассказовой Е.И. (Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости, 2006) .
Что же касается личностных качеств, из-за которых мы вынуждены терять энергию, и которые мешают преодолевать стрессы, отчуждают нас от жизни – то в те годы их просто не рассматривал, потому что в психологии тогда доминировал «деятельностный подход», а всякие негативные моменты , считались не существенными. Но позднее выяснилось, что среди личностных качеств человека, всегда присутствует такие, которые способны нивелировать все преимущества жизнестойкости. Это своеобразная «обратная сторона луны», часто скрытая не только от окружающих, но часто и от самого человека. Об этом принято говорить, что они хранятся в подсознании человека в виде определенных ценностных установок, комплексов, блоков, приобретенные за время жизни. Они как правило, определяют негативные и иррациональные («токсичные») мысли, которые в свою очередь порождают соответствующие эмоции. А все вместе ограничивает развитие творческих возможностей, лишает человека возможности наслаждаться радостью жизни, разрушает здоровье и благополучие. Многие идеи совпадающие по смыслу с витальностью идут из глубокой древности, и лежат в, частности, в основе всех духовных школ Тибета. Их можно найти, в частности в древней тибетской духовной практике Бон, которая возникла в Тибете намного раньше буддизма. До нас она дошла в изложении посвященного Кристофера Хансарда ( Хансард К. «Тибетское искусство жизни», «Тибетское искусство позитивного мышления», 2005). Основная идея этого учения состоит в том, что для достижения состояния покоя и гармонии необходимо обрести духовный рост, личную жизнестойкость и энергию. Это сделает человека сильным и свободным от преград, чтобы он мог привлекать к себе только хорошее. Древние тибетские верования учат, что существует несколько аспектов человеческого бытия, каждый из которых тесно связан с физическим, эмоциональным и физиологическим состоянием наших жизненных сил. К ним относятся, по мнению тибетских учителей, не только пища и диета, но и многие личностные качества. В том числе такие которые определяют :
— поведение человека, его работу и карьеру, его внутренний мир, духовные потребности и верования, дисциплину мышления, умения быть счастливым.
Остается лишь удивляться, насколько современно звучат суждения из системы тибетского миропонимания относительно «болезненности» человеческих ощущений и «неопытности» и несовершенства ряда ментальных форм существования.
Современные психологи практически позаимствовали все эти правила и сформулировали их уже в современной манере как необходимость управлять своим эмоциональным состоянием, менять черты характера и привычки, расширять горизонты познания. Разумеется, что всем этим вещам нужно учиться, но это не та учеба, которая была раньше в вашей жизни., еще каких-то 20-30 лет тому назад. Это учеба в собственных интересах, по сути – это инвестиция в себя и своё развитие и интуицию – а это практически всегда гарантированное правильное решение в условиях неопределенности…. Практически это современное изложение классической цитаты Эриха Фромма, о необходимости формировать свою собственную «философию жизни». Это довольно не простая задача. Но, как говорится, игра стоит свеч, потому что в «результате человек получает цельную картину, где есть понимание себя и своего места в жизни, своей миссии (или предназначения) и своей Большой цели, на Пути к которой он самореализуется. Но для этого человеку неизбежно придется познакомиться с собой поближе. И как написал Станислав Грофф, решиться «пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодными …» (Грофф С. За пределами мозга).
Этой задачи и служит тест про-витальности.
Первоначально была предпринята попытка для оценки жизнестойкости использовать авторский вариант опросника жизнестойкости (Hardiness по Мадди). Он содержится 45 вопросов по которым оцениваются три классических показателя жизнестойкости: вовлеченность, контроль, принятие риска. Но как показала его апробация, которая была проведена автором статьи на реальном материале из различных социальных и возрастных групп людей, в таком виде опросник оказался мало пригоден для решения практических задач. При испытании методики он показала парадоксальный результат. В ряде случаев люди, имеющие высокие и очень высокие показатели жизнестойкости имели достаточно серьезные заболевания. Этот факт является одним из самых существенным парадоксом, заставляющим усомниться в безусловной эффективности стремления к успеху в современном обществе любой ценой.
Причину этого явления удалось выяснить проанализировав подробно структуру всех признаков. Хотя отсутствие некоторых негативных моментов было предусмотрено в опроснике, но их влияние на общую прогнозную оценку – было незначительным. При сопоставлении разных признаков их значения просто вычитались из общей оценки. И жизнестойкость все равно оставалась достаточно высокой. Поэтому пришлось дорабатывать опросник путем введения – отдельной категории признаков и шкал – признаков и шкал отчуждения, которые по сути должны были находится в оппозиции к признакам жизнестойкости, поскольку в ряде случаев они были способны практически полностью нивелировать те преимущества, которые давала человеку жизнестойкость.
По выражению Э.Фромма, факторы отчуждения это такие психологические установки, которые «отчуждают человека от самого себя, препятствуя способности личности поддерживать устойчивое существование как в психологическом, так и в физическом и витальном (энергетическом) смыслах» (Фромм Э. Человек для себя,2003) . В нашем случае под отчуждением мы будем понимать набор определенных когнитивных, эмоциональных и поведенческих феноменов, которые могут приводить к снижению стрессоустойчивости, являющейся причиной возникновения как психологических, так и серьезных соматических проблем.
В итоге были введены дополнительные вопросы, касающихся таких отчуждающих моментов, как установка жертвы, не толерантность. По ним были построены отдельные шкалы. Также были выведены в отдельные шкалы показатели низкой самооценки, ранние признаки развития депрессии, выраженность экзистенциальных проблем и многочисленных внутренних конфликтов.
Кроме того, пришлось изменить интерпретацию некоторых ответов. Т.к. она не всегда соответствовала современным понятиям об эффективной стратегии противостояния стрессам и управления событиями жизни. Это в основном относится к таким представлениям о эффективном поведении человека, которые еще несколько десятков лет были практически доступны только представителям духовных школ. Но благодаря работам современным ученым и стали достоянием широкой культурной среды, и стали широко применяться в практической психологии. Они известны как методы работы с подсознанием.
Об этом можно прочитать в работах английского биохимика Руперта Шелдрейка (Шелдрейк Р. Новая наука о жизни, 2005) и его теории «Живой Вселенной» и морфогенетических полей, д-ра Джо Диспенза (Диспенза Д. Сила подсознания, 2019), Роберта А. Уилсона (Уилсон Р.А. Квантовая психология, 2016).
Таким образом опросник С. Мадди жизнестойкости превратился в опросник ПРО-витальности. В нем теперь 52 вопроса, касающихся самых обыденных ситуаций. И в отличие от опросника С.Мадди, он содержит два типа шкал. Первая шкала – шкала жизнестойкости. Она характеризует общую степень выраженности уровня личностной жизненной заинтересованности и участия в жизненном процессе и готовности принимать его сложность и непредсказуемость. С философской точки зрения – эта шкала отвечает за освоением личностью информационной составляющей витальности, т.е. знание и умение наилучшим образом реагировать на любые события в любых условиях современной жизни.
Как и в опроснике С.Мадди, шкала жизнестойкости состоит из трех показателей: Жизнестойкость = Вовлеченность+ Контроль+ Принятие риска.
Но их интерпретация претерпела изменения. Современное содержание этих понятий – приводится ниже.
Вовлеченность –дает уверенность , что можно всегда найти для себя занятие по душе. В этом случае ты получаешь удовольствие от своей деятельности и чувствуешь, что мир великодушен. Не путать с вечной суетой!
- Контроль – позволяет тебе ощущать, что ты не беспомощен, а сам выбираешь свой путь! Не путать с контролем над близкими и ситуациями жизни! Практически смысл используемого в данном тесте показателя контроля – в осознанном и адекватном отношении к жизни Принятие риска — это принятие неопределенности жизни, заключающейся в том, что мир не дает гарантий успеха всегда. Но позволяет извлекать знания из опыта, неважно позитивный он или негативный. Не путать с желанием играть в азартные игры и бессмысленным риском!
Вторая шкала несет информацию о показателях отчуждения, отнимающих энергию жизни. Их намного больше. И в этом смысле, структура личностных характеристик человека с точки зрения сохранения его витальности – напоминает айсберг – большое число признаков — самая опасная часть, способная навредить — как правило скрыта глубоко в подсознании человека. Еще раз назовем их: на первом месте — явные признаки потери энергии или проявления депрессивности, затем (по степени распространенности) показатели установки жертвы, неуверенность , не толерантность , экзистенциальные проблемы, многочисленные внутренние конфликты, которые могут проявляться на самых различных уровнях жизненных целей, отношению к прошлому, просто оценки обыденных жизненных ситуаций. Чаще всего различные виды проявлений отчуждения проявляются одновременно, образуя так называемые симптомокомплексы. Так, например, очень распространен среди нашего народа симптомокомплес «мечтателя», когда человек в одном из вопросов выбирает образ летящего в небе журавля ( метафоры недостижимого), но на вопрос о целях , говорит, что не ставит перед собой труднодостижимых целей. В подобном сочетании ответов заложен внутренний конфликт, который, естественно, препятствует исполнению мечтаний. Человеку с установкой жертвы часто кажется, что его используют, что он часто делает работу за других, что его все бросили, не ценят, и вообще люди и ситуации к нему несправедливы.
Естественно трудно дается человеку реализация его потенциала если у него низкая самооценка, перфекционизм, не толернатное отношением к другим, когда ему кажется, что его окружают люди, которым не достает дружелюбия или здравомыслия. Очень серьезной блокировкой всех позитивных устремлений человека является его сожаления об ошибках в прошлом. Эта абсолютно не конструктивная ментальная установка, также разрушительна для человека, и отнимающая массу энергии.
Как показала практика, способ заложенный в тесте про-витальности позволяет выявлять весьма большое число подсознательных личностных проблем человека, блоков и комплексов, которые снижают его жизненную активность, способность противостоять стрессам, вызывают соматические проблемы. И, следовательно, не способствующих укреплению витальности.
Метод прост в освоении, нагляден и дает стабильный результат, поскольку не связан с произволом в интерпретации данных. Метод автоматизирован. Результат дается в виде круговой диаграммы нормированных значений показателей жизнестойкости и отчуждения. Он прост в освоении, нагляден и дает стабильный результат, поскольку не связан с произволом в интерпретации данных. Кроме того, метод допускает сколь угодно широкое его дополнение и варьирование составляющих её элементов при появлении новых теоретических и экспериментальных данных без изменения принципов её построения.
Подробнее об авторском методе диагностики психологической витальности можно узнать из регулярных вебинаров по теме «Психологическая витальность – мысли и эмоции для здоровья и благополучия» и на курсе «Навигатор про-витальности» ВКонтакте. Для этого нужно зарегистрироваться по ссылке на бесплатный вебинар https://vk.com/app5898182_-165250481#s=158078 и другие мероприятия темы. На тематических модулях — вебинарах темы «Психологическая витальность» рассматриваются типичные ситуации, которые часто случаются в жизни. Они так и называются, например, «Когда мои дела идут не так хорошо, как мне хочется», «Неуверенность и сомнения – что полезнее в жизни», «Экзистенциальный кризис зрелого возраста», «Легко ли быть молодым», «Проблемы хороших девочек» и т.д. На этих занятиях рассматриваются не только актуальные проблемы современной жизни, но и методы работы с этими проблемами.
Использование теста про-витальности в разы позволяет увеличить эффективность работы психолога, показывает то, что человек подсознательно скрывает даже от самого себя и позволяет выявить наиболее уязвимые моменты в его «картине мира», которые мешают его благополучию и обретению себя настоящего.
Ирина Лебедева, к.т.н, G-dr философии в области психологии, лауреат международного конкурса ЮНЕСКО
.
Лебедева Ирина Евгеньевна
Источник: