СЕКУНДИРОВАНИЕ- воздействие тренера на спортсмена перед и в ходе соревнования.
"Хороший тренер чувствует что, когда и как надо сказать спортсмену". — Ю.Я. Киселев (профессор, спортивный психолог)
Предлагаю разобрать наиболее частые психологические ОШИБКИ секундирования.
1. Неудачное программирование
Сравните слова тренера в 1 и во 2 случае:
1) "Бой будет тяжелый, соперник очень сильный, трудный поединок!"
2) "Тебя ждет бой с достойным противником! Это вызов!"
Что формируется в голове у спортсмена? В 1 случае — тяжесть от предстоящего поединка; понимание того, что соперник сильнее, что вызывает дополнительно внутреннюю тревогу и страх. Во 2 случае — мотивация на проведения боя с достойным соперником, акцент на вызов для себя!
2. Многословность
Проведите эксперимент с любым своим спортсменом. Перечислите ему вслух подряд 12 слов с перерывами в 1 секунду: самолет, журнал, бревно, собака, тележка, бабочка, ноги, чайник, машина, тарелка, лампа, слон (специально предлагаю не спортивные термины). И попросите его повторить.
Обычно человек с первой попытки запоминает 5-8 слов, таков объем кратковременной памяти. Если вы говорите во время секундирования много — спортсмен всё равно улавливает только 5-8 ключевых слов и не обязательно нужных для эффективного старта. Все остальные важные слова размываются, уходят из поля восприятия спортсмена.
Поэтому важно говорить: четко, коротко, по делу. Таким образом, создаем хороший ФОКУС именно НА НУЖНЫЕ УСТАНОВКИ!
Важно тренировать умение говорить главное в 5 словах. Тогда вы будете уверены, что ваш спортсмен точно воспринял вашу инструкцию.
3. Повышенная эмоциональность
Вкратце: в состоянии аффекта или стресса (крик тренера — всегда стресс для спортсмена) перевозбуждается лимбическая система, которая отвечает больше за эмоции, и снижаются способности к концентрации внимания, логической обработке информации (кора больших полушарий головного мозга).
Чем более эмоциональны и возбуждены вы — тем ниже концентрация внимания, мыслительная собранность у вашего спортсмена.
4. Негативные установки
Опять прошу вас сравнить:
1) "НЕ теряй концентрацию, НЕ забудь про…, НЕ оступись…., НЕ отставай от…, НЕ упади" и т.д.
2) "будь сосредоточенным, помни о…., будь точным при….., держись за…."Смысл вроде бы один, но, как говорят, Вселенная не слышит "НЕ" и воспринимает только посыл после частицы НЕ. В результате ваш спортсмен слышит: "теряй, забудь, оступись, отставай…".
Будьте внимательны! Следите за теми посылами, установками, которые даете своим спортсменам перед стартом.
5. Интонация и слова растерянности, неуверенность в речи
Когда мы говорим, передается не только смысл слов, спортсмен воспринимает нашу уверенность или неуверенность в том, что мы говорим. И если смысл слов не "вяжется" с эмоциональным наполнением (неуверенность, сомнения, страх и т.д.), то у спортсмена появляется неконгруэнтность (несогласованность, не соответствие), что вызывает ещё больший дисбаланс в настройке спортсмена.
Будьте убедительны в том, что говорите. Во время секундирования смотрите в глаза спортсмену.
Реже используйте слова: постарайся, попытайся, возможно, скорее всего, получится, вероятно и т.д. Они выдают вашу неуверенность.
Лучше скажите: "сделай это! ты готов! покажи лучшее, на что ты способен! я с тобой! я верю в тебя!"
Итак, БУДЬТЕ:кратки и точны в высказыванияхуверены в своих словахсобраны и убедительнывнимательны к тому, что говорите и как говорите
6. И отдельно по поводу использования нецензурных слов
Да, как показывает практика, иногда работают. Видимо, такие слова несут очень сильную энергетику Однако, даже если и сработают — остаются в памяти и душе юного спортсмена надолго.
Когда мы разговариваем с ребятами, кто испытал на себе мощь таких слов — вспоминают, как самые неприятные, обидные минуты в их жизни…
И даже, если вам пришлось использовать такой метод "шоковой психотерапии", то обязательно нужно проговорить об этом после соревнования и извиниться. Чтобы спортсменом не воспринималось это как должное.
"Иногда в критические моменты соревновательных баталий тренеру приходится искать и находить экстраординарные приемы воздействия на спортсмена, даже если они и противоречат общепринятым педагогическим и психологическим правилам". — Ю.Я. Киселев
О ПОДСКАЗКАХ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЯ (главным образом для бойцов, борцов)
- На ринге, ковре, на льду и т.д. спортсмен находится в шоковом состоянии. Не нужно ругать спортсмена за то, что "он не слышит" — это нормально . И многое из того, что он всё-таки услышит — далеко не всегда способен правильно выполнить. В момент боя, борьбы, весь организм спортсмена настроен на действие и соперника, а не на вас.Если спортсмен вас слышит, подсказки должны быть опять же краткими и точными: "начинай первым!", "бей с правого», «крути влево», «работай на дальней дистанции» и т. д.Во время перерыва между раундами — дать одну-две технических подсказки, не более. Фокус внимания спортсмена сужен до предела. Дадите информации больше — в голове у него не останется ничего или будет "каша".Подсказывать может только 1 человек! Если параллельно с тренером в активную работу вступают и родители (что нередко наблюдаю) — в голове спортсмена будет "каша".Некоторым спортсменам полезно подсказывать время боя, поединка: «осталась минута», «осталось 15 секунд», "осталось 2 предупреждения" и т. д.Если мы говорим о подсказках в ходе поединка — здесь нецензурные слова ЗАПРЕЩЕНЫ.И если всё идет хорошо — не нужно подсказывать. У вашего спортсмена своя эффективная тактика. Спортсмену важно учиться быть самостоятельным в бою, а не ждать постоянно помощи от вас.
ЕСЛИ МОЖНО НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ — НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ.
УСПЕШНЫХ вам стартов!
P.S. Данные психологические правила работают не только в спорте. Для того, чтобы быстро мобилизовать кого-то в стрессовой, критической ситуации или донести важную информацию до другого (неважно взрослого или ребенка) — также важно учитывать данные рекомендации.
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена
Войнова Елена Юрьевна
Источник: