Будучи практиком расстановок, волей-неволей приходишь к необходимости смотреть на мир под более широким углом зрения. Они буквально балансируют на грани ухода в эзотерику.
С другой стороны, читая книги самых разных направлений, вижу, как психология пытается интегрировать в себя ряд эзотерических понятий и мистических явлений. Пробует найти новые подходы, понимание, адаптировать и изменить терминологию, и оставаться при этом с рациональным выражением лица. Одновременно, она совершает поистине прометеевский подвиг, продвигая переработанный и адаптированный опыт веков в жизнь. Это очень, очень сложный баланс. Да подтвердят те, кто пробовал.
Чтобы не быть голословной. Одна история, три подхода (случай описанный в книге Д. Калшеда " Травма и душа").
Маленькую девочку мать попросила отнести доставленную записку в кабинет отцу. Ребёнок вернулся с запиской и сказал, что ангел не дал войти в кабинет. Когда это повторилось после второй попытки заставить дочку выполнить поручение, мать поднялась с ней и нашла мужа мертвым.
С точки зрения материалистической позиции, ребенок просто "выдумал" ангела, чтобы справиться с невыносимым переживанием.
С точки зрения "сверхестественного", это подлинно духовная сущность, ангел-хранитель, ниспосланный свыше, чтобы защитить девочку от невозможного страдания.
Попытка объединить парадигмы приводит к появлению "мифопоэтического подхода", который не отрицает ангела, но пробует объяснить его функционирование через "мифопоэтическую матрицу между реальностью и фантазией (коллективное бессознательное?), потому что именно в ней живет душа девочки, и ангел играет роль хранителя этой души".
То есть, появляется потребность, с одной стороны, остаться в социально приемлемой реальности, с другой — принять к сведению реальность информации, и поискать то место, откуда приходят ангелы и, мало ли, наладить с этим местом и его обитателями устойчивый коммуникационный канал. 🙂
Возможно, попытка синтеза выглядит неуклюжей для представителей двух крайних парадигм. Однако, когда к нам приходит наш современник, испытавший мистический опыт, данный ему в полном спектре психофизических ощущений, наше предложение отнести его к галлюцинациям, либо, деликатно, "игре воображения", ставит человека в положение ежика из анекдота, пытающегося справиться с газоотделением и приговаривающего "Я не пукну… я не пукнул… это не я." Одновременно, невозможно требовать слепой веры от представителя высокотехнологичной цивилизации, не предпринимая попыток разобраться в вопросе когнитивным путем.
Крайности не оставляют возможности для маневра. А он так нужен порой.
Орещенкова Инна Сергеевна
Источник: