Работа с клиентом методом символдрамы: мотив "Корова"
Описываю технику при работе в технике символдрамы. Работа описывается с разрешения клиента!
Мотив «Корова»
Клиент: Екатерина. Работа с горем (смерть матери)
8 сессия. Мотив корова, цель: гармонизация отношений с матерью.
Как всегда вначале дается техника расслабления.
Психолог:
И когда почувствуете, что расслабились достаточно попробуйте сейчас представить какой-то луг, или какую-то поляну. Это может быть какое-то место, которое Вы когда-то видели в своей жизни, а может быть место придуманное, плод Вашего воображения. Всё что представится хорошо, мы можем работать с любым образом. И когда что-нибудь представится также с закрытыми глазками опишите это, что это за место? Что это за луг или поляна? Какая там сейчас погода? Какое время года?
Клиент: Это поляна, солнечная поляна, на ней много цветов, бабочки летают. Это лето, скорее всего июль, середина июля. Погода хорошая. Тепло и безветренно. Здесь хорошо.
Психолог: Какое время дня?
Клиент: Около 13.00, обед.
Психолог: Какой там воздух? Есть ли там запахи, звуки, какая там температура воздуха?
Клиент: Воздух тёплый, запахи полевых цветов очень лёгкий запах, звуки стрекочущих насекомых, кузнечики, наверное. Температура около 25 градусов, тепло, но не жара.
Психолог: А теперь попробуйте себя там представить , на этой поляне. Как Вы там себя чувствуете? Вы можете быть старше или младше своего теперешнего возраста. Сколько Вам там лет?
Клиент: Я вижу себя в том возрасте, в котором я сейчас. Мне 60 лет. Чувствую себя спокойно, расслабленно, мне здесь легко и приятно дышится, мне нравится рассматривать цветы и насекомых летающих.
Психолог: Есть ли на Вас одежда, обувь? Что на Вас одето, или может быть ничего нет из одежды?
Клиент: На мне легкое хлопковое платье, оно свободное и приятное, на ногах мягкие и удобные сандалии.
Психолог: Осмотритесь, что видно вокруг?
Клиент: Впереди лес, сосновый лес, сзади и по бокам меня город.
Психолог: Где-то на этой поляне есть корова. Я Вам предлагаю сейчас её поискать.
Клиент: Да, я иду вправо, вот она, вижу. Она лежит в траве.
Психолог: Рассмотрите её. Какая она? Как Вам кажется в каком она возрасте, сколько ей лет? Она здоровая или больная? Какого она цвета, есть ли у неё рога?
Клиент: Она большая. Коричневого цвета с белыми пятнами. У неё есть рога, большие рога. Корова в возрасте, можно сказать, что это старая корова. У неё добрые, карие глаза.
Психолог: Какие чувства она у Вас сейчас вызывает.
Клиент: Я немного боюсь её, и чувство жалости испытываю и какое-то тепло.
Психолог: Могли бы Вы сейчас подойти поближе к ней и как-то повзаимодействовать? Не бойтесь, ничего страшного не произойдёт, в любой момент Вы сможете остановить образ, я с Вами. Как она реагирует на то, что Вы подходите ближе?
Клиент: Я подхожу аккуратно, она встает мне навстречу, я слышу её дыхание. Она интересуется мной.
Психолог: А могли бы сейчас её погладить?
Клиент: Да, я её поглажу, мне не страшно.
Психолог: Какая она на ощупь, чем она пахнет?
Клиент: Она очень мягкая и теплая, приятная… Пахнет, пахнет домом и молоком.
Психолог: А могли бы Вы сейчас её обнять, послушайте как она дышит. Почувствуйте звук её сердца.
Клиент: Она очень глубока и часто дышит, как будто благодарит меня… Сердце бьётся ровно и спокойно…
Психолог: Я сейчас предлагаю попросить у неё немножко молока. Как Вы это делаете? Может как-то попросить и она сама даст, или может нужно подоить её или ещё что-то. Что сейчас происходит?
Клиент: Здесь рядом с ней стоит кружка с молоком, как буд-то она уже приготовила его для меня…
Психолог: Как выглядит молоко? Какого оно цвета, как оно пахнет?
Клиент: Оно белоснежное, запах сладкий, какой-то домашний запах…
Психолог: А могли бы Вы сейчас его выпить? Это не обычное молоко, оно целебное. Может его нужно просто выпить, а может его нужно смежать с целебными травами, с мёдом. Просто почувствуйте, что сейчас нужно сделать с этим молоком. Доверяйте себе, доверяйте интуиции.
Клиент: Я беру эту кружку, нет его просто нужно выпить, оно уже приготовлено для меня. Я пью небольшими глотками, оно очень вкусное, интересно, но оно прохладное и очень вкусное, сладкое и ещё есть запах цветов, как на поляне.
Психолог: Какие чувства у Вас сейчас, какие ощущения?
Клиент: Мне очень хорошо, радостно, чувствую как с этим молоком что-то новое, хорошее вливается в меня.
Психолог: Могли бы Вы сейчас как-то позаботиться о этой корове? Просто почувствуйте, что хотелось бы сделать, что было бы важно. Какая ей сейчас необходима забота. Сделайте то, что хотелось бы сделать.
Клиент: Хочется её обнять, прижаться к ней и поцеловать её лоб. Ещё соберу ей полевые цветы и отдам ей, чтобы её чудесное молоко, было такое же ароматное.
Психолог: Когда почувствуете, что достаточно, что Вы сделали всё, что хотели сделать, что в образе произошло всё, что должно было произойти, я попрошу Вас мысленно с этим образом попрощаться, мысленно его поблагодарить, запомнить так, как бы Вам хотелось нарисовать и когда Вы будете готовы, можете открывать глазки и возвращаться сюда и потянуться, как после хорошего сна. Как сейчас Вы себя чувствуете?
Клиент: Очень хорошо, спокойно, волнения вообще нет, что-то важное открылось мне. Мне очень легко и спокойно.
Заключение: После работы с образом, обязателен рисунок, в большинстве случаев рисунок дается, как домашнее задание. Это структурирует и усиливает работу бессознательного!
Оксана Алексеевна Шумейко
Источник: