Теме уверенности в себе и повышения самооценки посвящено очень много роликов и статей в интернете.
Я попыталась найти эту методику, которая попалась мне много-много лет назад, но так и не смогла.
Вообще, не смотря на обилии всяческих советов о том, как приобрести уверенность в себе и здоровую самооценку путем анализа своих достижений и другого анализа, я всегда считала, что самооценка формируется в детстве из "Я-концепции", созданной в т.ч. родителями и ближайшим окружением и во взрослом возрасте к сожалению корректируется с большим трудом.
Очень во многом самооценка связана с понятием внутренней идентичности, которое в большинстве случаев травмируется (Ф. Рупперт) в раннем детстве практически у всех.
Родители хотели мальчика, а родилась девочка. Хотели красивую, а родилась не очень. И наоборот, неожиданно ребенок одарен в там, где у родителей дара нет, — они не замечают этот дар, не контенируют эмоции ребенка, которые им самим не свойственны. И т.д. и т.п.
Очевидно, что вопросы высокой самооценки (завышенной) являются компенсацией заниженной, т.ч. большинство психологов, насколько я знаю сходятся на том, что завышенной самооценки не существует: есть либо заниженная, либо адекватная.
Изменить самооценку во взрослом возрасте сложно. Но можно развить навыки уверенного поведения например. Можно повысить уровень осознанности и лучше понимать и принимать свои различные (слабые и сильные )стороны.
Я предполагаю, что наилучшим образом с вопросами самооценки работает нарративный подход, постепенно изыскивающий положительные и позитивные стороны там, где клиент их не видит. Например, женщина вырастает с мнением о том, что она некрасива. Несмотря на то, что последние лет 10 она получает массу комплементов, это представление о себе у нее сформировано в раннем детстве обратной связью со стороны родственников и близких и изменить его не удается. Глубокая психотерапевтическая работа может найти и вспомнить моменты со стороны тех самых значимых лиц, когда они отмечали красоту ребенка, а не другие положительные качества.
Впрочем, одобрение внешности у девочек — это прям тема для отдельной статьи. Настолько на мой взгляд она много в себе несет.
Сейчас же я веду к тому, что изменить то, что зародилось в раннем детстве можно только спускаясь в эти детские переживания, давая себе то, что не было дано тогда. Анализ всех взрослых успехов на мой взгляд — это анализ разнообразных защит и компенсаций, который тоже важен несомненно.
Для этих целей мне очень понравилась и успешно работает одна методика:.
Клиент располагается удобно в кресле или на стуле и погружается в полу-медитативное расслабленное состояние под слова ведущего о постепенном расслаблении мышц.
Затем мы просим клиента представить себя (возможно он помнит, а может быть из рассказов и фотографий) в определенном возрасте: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 12 лет.
Каждый раз мы просим описать клиента, как какого малыша он видит, чтобы убедиться, что визуальный образ сформирован.
В каждом отдельном возрасте клиент, погруженный в расслабленное полу-медитативное состояние берет ребенка на руки, гладит (или как ему будет удобно) и произносит в адрес самого себя фразы.
В первом случае: я рад(а) что ты здесь; я люблю тебя; я здесь, чтобы защитить тебя; ты мне нужен; я всегда буду рядом.
Во втором случае тоже, добавляя: ты имеешь право сказать "нет"; ты можешь все делать по-своему; ты мне интересен
В третьем первое и второе, добавляя: мне нравится смотреть как ты взрослеешь; скоро ты станешь совсем взрослым.
Каждый раз можно добавить фразу о том, что было важно конкретному клиенту исходя из его ситуации. Может быть какому-то ребенку хотелось чтобы его обняли, какому-то чего-то другого. Следует дать то, что просит это внутренняя часть и отпустить тогда, когда она готова будет уйти. Можно попросить клиента по наблюдать изменение в поведении "ребенка" которого он отпустили и насладиться этим изменениями.
Проведение подобной практики вместе с другими техниками работы дает хорошие результаты в том числе созависимых клиентов.
Перфилова Елена Владимировна
Источник: