Тема смерти, как одна из самых важных жизненных тем, проявляется в различных периодах жизни по-разному. Если говорить о детях, то им свойственно интересоваться смертью, и отношение к смерти у детей разного возраста сильно отличается.
Дети до 5 лет не думают о смерти, как о конечном процессе, не могут соотнести, что смерть когда-нибудь коснется и их родителей, и их самих. Жизнь в этом возрасте кажется вечной, а если кто-то из родственников умер, то ребенку может казаться, например, что просто родственник лег спать на очень долгое время.
Примерно с 6 лет до 9 лет дети начинают понимать, что смерть – это окончание жизни, что их родители когда-то умрут. Часто в этом возрасте появляется много вопросов, связанных со смертью, и много страхов, если не были получены честные ответы. В этом возрасте, однако, собственная смерть не представляется чем-то значительным и может попросту не осознаваться.
После 9 лет и до подросткового возраста собственная смерть уже не кажется нереальной. Также смерть начинает приобретать более широкое, абстрактное значение, например то, что отношения с каким-то человеком заканчиваются, после его смерти, или то, что собственное время жизни не безгранично.
В подростковом возрасте понимание смерти уже усугубляет личностные кризисы, становится экзистенциальным вопросом. Также в подростковом возрасте уже становятся видны последствия смерти и влияние ее как на себя, так и на других людей.
Страх смерти проявляется во всех жизненных периодах, и, наверное, невозможно сформировать устойчивое отношение к смерти, как к феномену, однако после подросткового возраста сильно отношение к смерти уже не меняется.
Часто родители мучаются вопросом, нужно ли сообщать детям о смерти их близких и знакомых, как сообщать, нужно ли водить на кладбище и т.д. Часто есть соблазн уберечь ребенка от тяжелых новостей, скрыть от него травмирующую правду, или, хотя бы, преподнести ее в сильно измененном виде (например, твою бабушку забрали жить на облачко, или твой отец уехал в длительную командировку). Однако, обычно это не приводит к хорошему результату, а приводит к невротизации ребенка и напряжению в детско-родительских отношениях.
Детям важно знать правду. Детям не обязательно знать подробности смерти, хотя если они сами задают вопросы, то отвечать на них стоит, ведь иначе они будут додумывать эти подробности самостоятельно. Несмотря на то, что представление детей о смерти сильно отличается от представления родителей, детям важно объяснять, что поменялось в связи со смертью того, о ком рассказывает родитель.
Важно учиться не прятать чувства, связанные со смертью от ребенка, но и не навязывать их и реакцию на смерть как единственные правильные. С детьми вплоть до подросткового возраста важно проговаривать, что изменится в связи со смертью конкретного человека, например родственника, поменяется ли распорядок дня ребенка, его времяпрепровождение, нагрузка родителей и время, уделяемое ребенку и т.д.
Также, в особенности с детьми младшего возраста, важно говорить о причинах смерти, т.к. дети склонны к эгоцентричному мышлению и легко могут решить, что это они повинны в смерти, например, т.к. с утра не послушались или сказали что-то нехорошее умершему.
У ребенка в любом возрасте должна быть возможность задавать вопросы, связанные со смертью конкретного человека или со смертью в общем. Часто родителей пугают такие вопросы и тема в целом, однако очень важно давать ребенку честные и необходимые ответы.
Детям важно учиться обращаться со смертью и со своими чувствами по отношению к ней. У них должна быть возможность (как и у взрослых) выразить эти чувства, обсудить их, возможно, поговорить о страхах, порисовать на эту тему. Как и взрослым, детям часто бывает важно попрощаться с умершим, (в том числе сходить на похороны), однако если ребенок не хочет этого делать, то естественно это не нужно делать.
В детстве многие из нас хоронили птичек и жучков, и это был один из способов понимания процесса смерти и обхождения с ней. Это важно показывать детям, т.к. такие ритуалы учат лучше понимать, что происходит с чувствами в эти моменты и бережно обходиться с этими чувствами.
Рассказывание небылиц относительно смерти, или избегание этой темы вообще, или чрезмерно трагическое отношение приводят детей к невротизации, к сложностям с пониманием своих чувств и к нарушению контакта с родителями.
Детям вплоть до подросткового возраста очень важно понимать, как внешние события, такие как смерть, будут влиять на их собственную жизнь, какие их ждут последствия и с ними необходимо об этом говорить. Детям младшего возраста важно проговаривать подробно то, что будет происходить, например, на похоронах, с целью информирования и уменьшения тревоги.
В таких разговорах с детьми лучше всего отвечать на сами вопросы, которые задают дети, чтобы не перегрузить их лишними подробностями, и собственными эмоциями, однако не забывать и об информировании.
Эльяшевич Софья Дмитриевна
Источник: