психология

Развитие отношений младших школьников со сверстниками.

В число требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по результатам освоения обучающимися основных образовательных программ входят готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, наличие у них системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности [1]. Это, в свою очередь, означает необходимость наличия и достаточности коммуникативного опыта выпускников школы. Чем раньше и продуктивнее этот опыт начнет развиваться, тем богаче будет арсенал средств коммуникации к моменту окончания школы.

Развитие навыков общения со сверстниками является важным в любом возрасте. Но наиболее значимым является младший школьный  возраст, в связи с тем, что начиная  развиваться в дошкольном детстве, развитие взаимодействия становится осознанным для ребенка в начальной школе, и от того, как сформируются навыки общения и взаимодействия в младшем школьном  возрасте, будет зависеть во многом благополучие личностного развития подростка.

            Младший школьный возраст — это качественно уникальный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на этом этапе учебной деятельности, заменяя в этом качестве деятельность игровую, выступавшей  в роли ведущей в дошкольном возрасте.

            Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменениям в социальном положении ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых влечет за собой социальную оценку. Появляются значительные изменения в отношениях с другими людьми. Прежде всего, специфика и интенсивность контактов значительно вырастает — большую часть дня дети проводят в общении с малознакомыми окружающими их людьми: одноклассниками, учителями и другими детьми. Поэтому младший школьник должен активно осваивать коммуникативные навыки для выстраивания новых контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей — одна из важных задач развития на этом возрастном этапе.

         Для первоклассника учитель является основным и неоспоримым авторитетом. В первые месяцы обучения восприятие ребенком одноклассников определяется именно учителем, когда он оценивает их во время уроков, подчеркивает успех или неудачу. Поэтому в первом классе у учеников обычно отсутствует морально-нравственная оценка своих товарищей, нет близких межличностных отношений. Личностные отношения начинают формироваться в процессе дальнейшей учебной деятельности и улучшаются по мере выстраивания общественной жизни коллектива (класса).

            На втором и третьем годах обучения отношение ученика к своему классу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к обучению и развитием личности ученика. Влияние учителя на характер восприятия ребёнком других учеников уменьшается, а с одноклассниками у него устанавливаются более тесные и дифференцированные отношения, интенсивно налаживаются дружеские контакты. Постепенно эти отношения начинают наполняться моральной оценкой поведения каждого из детей. Сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя разнообразные коммуникативные качества ребенка. Ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватный отклик [3].

            С сожалением необходимо отметить, что современные исследования указывают на неразвитость коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия среди младших школьников со сверстниками, в том числе это:

— трудности в поведении, незнание того, что и как сказать;

— трудности, обусловленные неверным пониманием партнера по общению, то есть недостаточное формирование его собственной перцептивной стороны общения;

— трудности, связанные с переживанием недовольства и раздражения по отношению к партнеру [5].

 

            Чтобы преодолеть эти трудности в общении, ребенку необходимо обладать способностью к самосовершенствованию, самообучению. Эти навыки, а также самоанализ, самопознание, знание других и т. д. называются навыками рефлексии. Данный компонент обеспечивает перестройку мыследеятельности: «Ей принадлежит функция восстановления и реформирования сознания, личности, индивидуального и коллективного мышления» [5,с.74]. В ходе рефлексии осуществляется переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное.    Результатом рефлексивного самопонимания становится объяснение «человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» [6].   

          Способы рефлексии — выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин, впечатлений и опыта. Наряду с рефлексией также различают рефлексивность. Степанов С.Ю. приводит следующее определение рефлексивности: «рефлексивность — это качество, свойство типа личности, ценностной ориентации, способа жизнедеятельности, особенности общения людей, их взаимодействия, в процессе осуществления которых разворачивается рефлексия во всей своей полноте» [4,с.5].

            Различается несколько типов рефлексии. Наиболее распространенной и общепринятой классификацией типов сегодня является классификация, предложенная И.Н. Семенов и С. Ю. Степановым [5], согласно которой различают четыре типа рефлексии:  интеллектуальную, кооперативную, коммуникативную и личностную.

Интеллектуальный тип рефлексии — это «мышление о мышлении»;   

кооперативный тип рефлексии заключает в себе осознание своей собственной деятельности;

коммуникативный тип — осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению;

личностный тип рефлексии — это  представление человека об образах своего «я» [5 с.72].

            В соответствии с четырьмя типами рефлексии различают четыре функции рефлексии: интеллектуальную, личностную, коммуникативную и кооперативную.

         Функция интеллектуальной рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и трансформировать оригинальную образно-концептуальную модель объекта в более адекватную, основанную на новой информации о нем».

     Функция личной рефлексии заключается в «самоопределении человека и обосновании его личного права отклоняться от данного указания и компенсировать его неадекватность новым самообучением с учетом особенностей ситуации».

      Функция коммуникативной рефлексии состоит в том, чтобы «изменить представления о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации».

     Функция кооперативной рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и реорганизовать коллективную деятельность» [5, с.38]

            Понимание сущности механизма рефлексии, знание его этапов чрезвычайно важно для родителей и для учителей, особенно учителей начальных классов, поскольку формирование у ребёнка навыков рефлексии, в частности интеллектуальных и личностных, происходит именно в начальной школе. Учитель должен подвести учеников к необходимости рефлексии, иначе могут возникнуть помехи на пути развития личности. Детям нужно объяснить,  как осуществлять рефлексию, особое внимание уделяя обучению ребят анализу того, что они делают и что с ними происходит. Для этого применяются самые разные способы: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели [2].

            Используя эти способы, учитель должен сначала научить ребенка осознанному, поэтапному рефлексированию, а затем привить ему умение использовать свои навыки в любой возникающей проблемной или конфликтной ситуации на личном, интеллектуальном или каком-то другом плане.

 

Библиографический список

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования  от 17.05.2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/ — Дата обращения: 23.12.2018 – Загл. с экрана.Калмановский А.Б., Куценко Е.Г, Движение к рефлексии в младших классах. // Школа самоопределения. Шаг второй. Ред. Тубельский А.Н. — М.: Сфера, 2005.Новикова Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов у школьников. — М.: Знание, 2013.Растянников А.В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/rastyannikov_galperin.pdf — Дата обращения: 23.12.2018 – Загл. с экрана.Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы предмета и метода психологического изучения рефлексии. — М.: Знание, 1999.Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 415–422

Афанасьев Александр Юрьевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...