Второй период развития ребенка, по Эриксону, длится от 18 месяцев до 2 лет, данный период называется "Автономия и стыд" и связан с развитием таких качеств как самостоятельность, независимость. Особенность этого периода в том, что ребенок на данном этапе начинает проявлять зачатки самостоятельности.
На этом этапе взросления можно увидеть и первые попытки сепарации, отделения от матери. Проявляется это в том, что ребенок начинает проявлять первые попытки самостоятельности и показывать, что он тоже имеет свою позицию.
Но даже самый талантливый ребенок так и остается ребенком: в этом возрасте не все получается и для него очень важно, чтобы рядом был человек, который его поддержит в его неудачах, чтобы взрослый не обесценивал его попытки самостоятельности или того хуже, не делал все за него и особенно то, что ребенок и сам может сделать, а понимал, что это важный период в развитии, во время которого начинает формироваться воля. Трудности на этом периоде чреваты тем, что у вашего ребенка в будущем будут будут сформированы черты, которые будут препятствовать установлению контакта. Среди таких черт можно отметить низкую самооценку, страх слияния или зависимости. Такой человек может проявлять агрессию по отношению к значимым взрослым или отстаивать свою точку зрения только потому, что это мнение его, при неспособности вести обсуждение при помощи аргументов: во время таких ситуаций человек регрессирует, по сути, до этой самой 2 стадии, в которой он, 3 летний ребенок, доказывает своей маме или другому значимому взрослому, что имеет право иметь собственную точку зрения, что является, всего лишь, попыткой сепарации от значимого взрослого.
Трудности с прохождением этого периода случаются, если мама или значимый взрослый имеют свои психологические проблемы, например, мама является тревожной или обладающей низкой самооценкой, и вместо необходимой поддержки будет обесценивать все проявления самостоятельности ребенка, излишне критикуя или контролируя. В этом случае у ребенка может развиться чувство стыда за проявление самостоятельности вместе с ощущением, что он ни на что не годен. Или другой пример, инфантильная мама, которая обижается на ребенка за то, что он проявляет самостоятельность, пытаясь таким образом обесценить её. В таком случае самостоятельность и автономия будут пугать потому что, это грозит быть отвергнутым значимым объектом.
Трудности во время прохождения чреваты тем , что такой ребенок, а в последствии подросток или взрослый будет проживать или постоянно находиться, как бы, внутри этого кризиса . Это значит что такой человек постоянно находиться между выбором, оказаться, как бы, вместе, в слиянии с человеком(отношения слияния) или автономией. Автономия для такого человека связанна со стыдом, виной и чувством собственной беспомощности и поэтому такой человек будет стремиться к слиянию, которое также пугает тем, что находясь в слиянии происходит потеря себя:слияние воспринимается как отказ от собственной индивидуальности.
Взаимодействие с человеком, имеющим пограничные черты, иногда очень напоминает взаимодействие с маленьким ребенком. B сути, это и есть ребенок. Такой человек будет проявлять все то же поведение, которое может под час казаться странным, он может сначала обращаться о помощи, а потом отвергать её, пытаясь сделать все сам, а после этого обижаться, что помощь не оказана. Понимание приходит после осознания следующего момента, отвержение — это проявление автономии! Это проявление автономии может происходить разной форме, например, в виде, как уже писалось выше, агрессии или ригидности. Так как детский кризис не разрешен, после автономии такой человек будет нуждаться в поддержке, стабильности и постоянстве другого, а не получив её обижается. А все почему? Потому что, ребенку нужна поддержка, нужна уверенность в своих силах, нужно знание, что автономия не плохо, а проявление её не является катастрофой, в результате которой появится покинутость и одиночество.
В заключение напишу, успешное прохождение этой стадии или разрешение этого кризиса является важной задачей в жизни будущей личности. Потому что, есть зависимость с тем, на сколько ваш ребенок в будущем сможет быть самостоятельным, признавать свои ошибки или обращаться за помощью, строить гармоничные отношения с другими.
Амосов Андрей Витальевич
Источник: