У ревности множество определений, но мне ближе всего ее идентификация как
яркого эмоционального чувства собственничества, усиленного эгоизмом в сочетании с желанием безраздельно распоряжаться другим человеком, сопровождаемое недоверчивостью и подозрительностью.
И, хотя главным поводом для ревности по-прежнему является сексуальная неверность, партнер может ревновать другого и к работе, компьютеру, увлечениям, друзьям и т.д, но ревность вне любовной сферы достаточно примитивна и не столь сильно опасна.
Пожалуй, ничто так сильно не губит и самих людей, и человеческие взаимоотношения, как ревность — эта мысль требует многократного повторения и усвоения.
Вариантов ревности бесконечное множество. Последствия ее, как правило, негативные: она может заменить любовь ненавистью, или убить напрочь, оставив после себя лишь равнодушие.
Величайшей распространенной ошибкой является парадигма, что любовь не существует без ревности. Блаженный Августин в IV веке н.э. назад провозгласил тезис:
«Кто не ревнует, тот не любит»,
связав любовь и ревность воедино. А христианский мир, поверив одному из ярких мыслителей и схоластов своего времени, принял это как руководящую догму. К этому времени настоящие римские и греческие философы уже ушли в Лету, поэтому оспорить проповедника, достаточно рабской по своей сути, религии было уже некому…
Собственно, с этого момента и началась бесконечная трагическая суета вокруг ревности.
Ни одно человеческое чувство не действует так губительно на бытие и сознание: пустая и необоснованная ревность ежегодно разлучает миллионы людей, создает неполные семьи, где дети с малолетства, слыша о «чудовищной измене» изгнанного и проклятого партнера, с детства учатся жить в обстановке подозрительности, страха и нетерпимости к малейшим человеческим слабостям.
Человек по природе своей не был изначально моногамен, но как не парадоксально – ревность объясняется именно этим фактом. Подозрительность ревнующего партнера чаще всего объясняется тем, что ревнующий подавляя в себе полигамность, подозревает в измене другого.
На почве ревности в христианском и мусульманском мире ежегодно совершаются сотни тысяч преступлений против личности, десятки тысяч со смертельным исходом, в то же время в буддистской, синтоистской и современных языческих цивилизациях чувство ревности не культивируется у ребенка с детства, и встречается разве что в виде исключения.
Так, на островах Полинезии, где в 18-м веке обрели приют и яркую новую жизнь моряки восставшего судна «Баунти» до сих пор, невзирая на попытки христианских проповедников, приучить аборигенов к моногамии и ревности, весьма сомнительным ценностям христианского мира, большинство островитян, метисов по этническому происхождению, ведут полигамный образ жизни, при этом, не разрушая семьи и не впутывая ревность в свои искренние, эмоциональные и своеобразные отношения.
Не говоря уже про эпохи и промискуитета и матриархата, в античные языческие времена, ревность была не в почете, и браки в Древнем Риме и Греции спокойно расторгались при исчезновении любви хотя бы у одного из супругов, притом процент разводов был куда меньше, чем к примеру, в современной Москве (1 брак-1 развод).
Но, несмотря на достаточную простоту нравов, случаи убийства из ревности были достаточно редки, учитывая что мужчины изменяли практически все, естественно, не пропуская ни одну хорошенькую рабыню, и женщины в этих вопросах практически не отставали от мужчин. Естественно, ревность встречалась и в те идиллические времена, но скорее как патологическое исключение, нежели как норма в нашем XXI веке.
(ныряем в историю, продолжение через часик)
Юлия Станиславовна Кульпина
Источник: