Я не сексолог, и сфера моих профессиональных интересов далека от темы секса и сексуальности. Я психолог, и работаю с деструктивными установками и убеждениями, которые осложняют людям жизнь.
Но поскольку тема секса является естественной и мощной, влияющей на многие сферы жизни человека, тут есть место деструктивным установок и убеждений, принятых в детстве и мешающих людям жить полной жизнью. А иногда установки и попросту разрушительные.
Сегодня мы поговорим о пяти установках по отношению к сексу. Основная типология установок заимствована мною у психолога Эрика Берна, который остроумно и иронично описал их в своей книге
«Секс в человеческой любви».
Всего таких установок выделено пять:
1. Секс – это гигантский Осьминог.
Образно говоря, это чудовище, которое можно приручить. Оно опасно, если не проявить осторожность и бдительность.
Секс «безопасен» в спальне, пока никто не видит. В темноте. Он словно на цепи и живет под кроватью. Тогда он безопасен.
Но в любом другом месте секс очень, очень опасен. Нужно опасаться противоположенного пола, который только и ждёт, когда вы потеряете бдительность.
Секс — чудовище, которое «держат на цепи под кроватью». В любом другом месте, при отсутствии осторожности, он нападет и утащит.
2. Секс – это дар ангелов.
Секс — это нечто прекрасное и святое, и его не следует связывать с земными, плотскими наслаждениями и сладострастием. Воображение тут тоже лишнее.
Установка о «Божественности» секса и занятие им исключительно для продолжении рода могут порождать неприятные последствия и события в жизни.
Всем известны случаи нежелательных беременностей, изнасилований, тяжелых жизненных обстоятельств, при которых женщина испытывает страх перед высшей силой, чувствует себя виноватой от одной мысли об аборте, и если обстоятельства толкают ее к этому, большую часть времени она винит себя и ощущает, что рано или поздно ее настигнет возмездие. Поэтому многие пытаются «замаливать» эти грехи.
3. Секс – это триумф машиностроения.
В такой установке секс — это конвейер, в который загружается «сырьё», а в конце с него сходят младенцы.
Берн описывает такое убеждение в виде инструкции: «Вставьте ктырь А в гнездо Б, нажмите на рычаг В, и – раз, два, три – к Рождеству у вас будет младенец».
Несмотря на скучную и сухую «механику», этот подход рационален: понят процесс и учтены последствия. Эту установку можно назвать ответственной, но скучной. Чуть больше, чем полностью, выбрасывается чувственная сторона сексуальности, вопрос удовольствия и наслаждения, близости.
4. Секс противен.
Данная установка имеет двусмысленный характер: восприятие секса как «грязного» и неприятного занятия, и одновременно уничижительная установка по отношению к другим, к реальным или потенциальным участникам процесса. Яснее всего представляемая у подростков или взрослых мужчин.
Подростки и взрослые мужчины с подобной установкой зачастую используют тему секса, а точнее связанные с ним непристойные ругательства, для унижения другого человека.
Понять смысл этого можно, если вспомнить оскорбления с участием чьей-то матери или унижение другого, с красочным описанием того, куда этот человек совокуплял того, кого он пытается оскорбить.
В данном случае, секс и сам половой акт предстают чем-то унизительным. Если человек с такой установкой занимается с кем-то сексом, то этим он унижает другого. Даже если все происходит обоюдно, одна сторона считает другую униженной, использованной и так далее.
Женщина с подобной установкой считает секс неприятным и грязным, потому что считает себя использованной. Культурно женские установки по отношению к сексу были скорее как высший промысел (для деторождения) и механистический акт с той же целью. Об удовольствии для многих речи не идёт. Все, что не укладывается в концепцию данных культурных установок, «грязно» и противно.
5. Секс – это удовольствие.
Люди, находящие в сексе удовольствие, обычно говорят о нем немного. Об этом (удовольствии) вообще мало можно сказать, разве что «Это было чудесно!» или «Здорово!».
Эрик Берн назвал этот подход детским, потому что он спонтанный и приятный. Порой, в такой установке мало ответственности, что также может приводить к неприятным последствиям. Но это уже скорее не результат установки, а прямая зависимость от личности людей.
Установки и убеждения формируются у нас в детстве, под влиянием родительского опыта и воспитания, а также окружения. Если те или иные установки мешают жить и наслаждаться жизнью, их всегда можно заменить новыми. Более приятными и приносящими удовольствие.
Анна Александровна Погребняк
Источник: