Некоторые семьи и в наши дни очень тесно связаны с проживанием очень большой и разрушающей вины за то, что Адам и Ева когда-то ослушались Бога.
Дети в таких семьях часто выступают основным заложниками этой глубоко бессознательной идеи. Они выступают в переде символами первородного греха и наделяются переживаниями и ожиданием жестокой кары за него, вечного отвержения и изгнания из Рая.
Для ребенка любого возраста таким раем выступает родительская любовь, и очень часто в семьях, где бессознательно очень сильна идея первородного греха, устанавливаются прочнейшие отношения патологического симбиоза.
В этих семьях одновременно присутствует очень жестокое, но тщательно скрываемое ото всех эмоциональное насилие на тему сексуальности.
Вина за первородный грех как будто больше всего лежит на женщинах. А симбиотическая связь и глубинные идентификации наиболее сильны между матерями и дочерьми. И потому жестокий запрет на вступление в сексуальную жизнь, идеи ее греховности, очень жестокие оскорбления на тему сексуальности и секса, особенно вне брака, требование от дочерей, чтобы они вступали в брак исключительно девственницами предъявляется чаще всего именно подрастающим дочерям их матерями.
Объяснить это простой ревностью стареющих матерей к молодости и расцвету красоты дочерей очень трудно.
И этот комплекс также связан с понятием патологического симбиоза. Отделение от матери, от первичного удовольствия и принятия матерью возможно только через совершение такого преступления, которому как будто нет прощения. И это преступление влечет за собой отвержение, изгнание, исключение в пределе вообще из семьи, из рода, из тех, кто может получить принятие и одобрение матери и облечение этой исключенной дочери на вечное отвержение и страдания.
Вкусив яблоко с дерева познания добра и зла, Адам и Ева узнали о том, что они наги, то есть узнали о различии полов. Можно сказать, что вся эта сцена грехопадения символизирует совращение женщиной мужчины и открытие ими своей человеческой природы и вечного наличия потребностей и неудовлетворенности как главной характеристики человеческой жизни.
С тех пор неутолимые никогда до конца человеческие нужды стали выступать для человека страданиями, мучениям и вечным голодом.
В обыденной жизни, такой патологический симбиоз, когда родитель разыгрывает по отношению к ребенку такую роль Бога и судьи, карающего за наличие основных человеческих потребностей часто влечет за собой возникновение такого очень мощного, практически психотического ядра аффектов, куда входят очень сильные, можно сказать, вечные вина и ненависть, а также осуждение, доходящее по силе до желания уничтожения провинившегося в конце концов, подобно Богу, который говорит Адаму о том, что он будет возвращаться в прах.
Такие отношения, в которых разыгрывается эта библейская сцена могут устанавливаться не только между матерью и дочерью, но также между матерью и сыном, отцом и дочерью. Но, конечно, наиболее драматично она разыгрывается, на мой взгляд, именно по отношению к женщинам, поскольку наказанием, которое как бы помещается в само тело женщины, несет в себе агрессию по отношению к самому ее естеству, Богом наказывается именно она. В Библии такими наказаниями становятся влечение к мужу, подчиненность мужчинам, муки в родах.
Приближение к рассмотрению такого тяжелого комплекса в психотерапии характеризуется большим страхом, невозможностью говорить обо всем, что пришлось пережить взрослеющему ребенку от своих родителей.
И если на одном полюсе этого комплекса лежит стремление к симбиозу, одобрению, принятию родителем, болезненный голод по его любви, невозможность его ослушаться, огромный страх ему противостоять, от него отделиться, что рассматривается в психотерапии чаще всего просто как проблемы сепарации, инфантильность, недостаточная личностная зрелость, то другая сторона этого комплекса, его суть, его истоки, к сожалению, часто остаются практически полностью упущенными из вида, невозможными для обсуждения и невыразимыми в психотерапии.
А именно те невыносимые аффекты, которые уже взрослые дети не перестают испытывать так или иначе при любых попытках отделения и реализации своих потребностей, и которые больше всего активизируются именно в теме сексуальности и невозможности построения партнерских отношений или очень больших трудностях в их построении, формируют этот симбиоз и не дают из него вырваться.
Если подобные очень тяжелые переживания имели или имеют место и в вашей жизни, вы можете обратиться ко мне за консультацией, и в ходе психотерапии с этим очень тяжелым комплексом переживаний, психологическим и сексуальным насилием постепенно станет возможно научиться справляться и преодолевать их последствия: https://www.b17.ru/solopanova_mariya/#consultation.
Солопанова Мария Александровна
Источник: