Как же вести себя родителям и подросткам в этой сложной ситуации? Во-первых, как уже говорилось в предыдущих статьях, нужно принять тот факт, что данный этап, кризис, неизбежен и нормален. Во-вторых, не нужно ни форсировать события, считая ребенка уже взрослым и взваливая на него непосильную ответственность, но и делать вид, что ничего не происходит, и что подросток остается ребенком, тоже нельзя.
Главная задача подростка – «отделиться», именно поэтому подростковый возраст и подростковый кризис так важен, потому что ребенку нужно научиться быть взрослым, научиться отстаивать свои интересы и свои права на испытываемые чувства. Важно, чтобы родители относились к этому с пониманием и принимали ребенка таким, какой он есть, хотя и не согласны с его позицией. Важно быть рядом.
Ребенок видит родителей несовершенными, детская уверенность в том, что родители всегда правы, уходит, и это нормально, это нужно для того, чтобы человек научился вырабатывать свою точку зрения. И вместо того, чтобы пытаться это скрыть от уже почти взрослого ребенка, и сохранять авторитарную позицию сверху, важно признать, что все могут ошибаться и это нормально. Именно здесь возможно принятие друг друга – в общении на равных, выражаясь по Э.Берну, когда оба общаются из позиции «Взрослого».
Поэтому помимо психологического отделения, важно еще и принятие родителей, сепарация не есть разрыв связей. Конечный итог – выработка своей взрослой зрелой позиции, которая может в чем-то сходиться с родительской, а в чем-то отличаться от нее.
Но для всего этого нужны силы, поэтому важно поощрять ресурсы подростка, поощрять те занятия или хобби, которые дают возможность его творческой реализации именно в том, что хочется ему, а не родителям. В конечном итоге, научить правильному выбору можно не тыкая в тот вариант, которые нужен родителям. Да и нет его, по сути, однозначно правильного. Выбору подростки учатся: а) на примере выборов родителей в их собственной жизни; б) имея возможность своего собственного выбора на основе позитивного жизненного опыта.
Задача родителей в этой ситуации может оказаться намного сложнее. Принять взрослеющего человека, научиться считаться с его мнением и интересами, признать его право на собственный выбор и ошибки, — все это непривычно, сложно, ведь ваш ребенок навсегда останется вашим ребенком, каким бы взрослым он ни был. И если взросление подростков детерминировано генетически и физиологически, то принятие взрослеющего сына или дочери явление чисто психологическое, которое может быть осложнено еще и тем, что процессы изменения личности подростка часто происходят достаточно стремительно. Важно не просто смириться, скрипя зубами, но и поощрять самостоятельность и ответственность ребенка.
В заключении хочу сказать, что сепарация не значит разрыва связи с родителями, полное равнодушие и безразличие к ним. Сепарация это принятие родителем и ребенком друг друга такими, какие они есть, с их чувствами и ошибками. Да-да, родители могут ошибаться и если они не боятся этого признать – это замечательно, так как это путь к развитию и благополучию.
На этом все, любите и принимайте друг друга, ведь каждый из нас – и взрослые и дети – индивидуален и уникален, а главное – имеет право на свою уникальность, свое мнение, свои решения и ошибки, на свою жизнь.
Спасибо, что читаете!
С Уважением,
Ваш Всеволод Ушаков
Ушаков Всеволод Олегович
Источник: