У меня многие подписчики спрашивали, почему именно мать оказывает на ребенка, такое большое влияние.
Очень хороший вопрос попробую ответить здесь так, что в силу наших социальных традиций, устройство наших семей таково, что из двух родителей, не отец, а мать проводит и находится большую часть временем с ребёнком.
Поэтому влияние матери характеризуется и оценивается тотальностью и длительностью по воздействию на воспитание ребёнка.
Как я и описывал основные признаки шизоидной матери, в первой части статьи, напомню, что это эмоциональная отчужденность, агрессивность, доминантность, двойные послания. Которое я одно из последних случайно услышал в ателье.
Мать обращается к дочке 10 лет, с которой собирается фотографироваться "Ну-ка улыбнись милая, что мину скорчила улыбайся я сказала, не слышишь, что ли!". Девочка жалко пытается как-то улыбнуться, наверно больше из-за тревоги и страха перед матерью, за ещё большую агрессию А мать говорит. "Ну кто ж так улыбается, что ты скорчилась, вот так сможешь нормально сделать ыыы…". Жесть конечно, что и говорить.
Получается, что такая мать, не умеет любить своего ребёнка и чувствует это в глубине души.
Самое интересное что, когда я спрашивал одну из таких женщин, типа, расскажите мне что-нибудь о своем ребёнке, что он любит, что ему нравится, во что любит играть, выяснилось, что она, как бы это печально не звучало, но практически о нём ничего не знает. Да, она называла какие-то внешние факты из его жизни, какие-то внешние черты, но она абсолютно не понимала его внутренний мир и получается, что она знает своего ребёнка, в том образе, который создала ему сама и именно с этим образом, строятся ее дальнейшие отношения с ним. А живой и настоящий ребенок, игнорируется и живет где-то в другой реальности, типа как в подвале где-то.
И самый главный вопрос почему такое поведение, способствует и провоцирует в дальнейшем болезнь или невроз.
Попробуем повернуть реку вспять и представим, что, когда ребёнок маленький его задача найти себя и двигаться в процессе возрастных стадий своего психосоциального развития. Для этого от родителей ему нужна безопасная среда, ощущение, что его принимают, любят и признают его потребности. Это одна из более-менее здоровых коммуникаций.
А шизофреногенная коммуникация, грубо говоря заключается в том, что она требует от ребёнка, не быть человеком, а занимать позицию «Будь моей куклой, подчинись мне, угождай мне и откажись от своих потребностей, тогда я буду тобой довольна».
Ребёнок в силу своей незрелости не может выбрать такой путь развития, чтобы оказаться в конфликте с матерью, поскольку у него нет другой опоры.
И учитывая в раннем возрасте феномен «обожествления» нами наших родителей, то другого пути здесь нет, кроме отказа от себя и ухода в болезнь.
Здесь на самом деле, на мой взгляд начинается очень глубокая и тяжёлая вещь, когда ребёнок испытывая дефицит любви и отношений, начиная уходить в мир фантазий и строить иллюзорный мир, которого нет, начиная в это верить. И постепенно связь между реальностью и фантазиями начинает утрачивается, вызывая определенный внутренний распад личности на различные части. То, что по сути психиатры от древне греческого термина называют раздвоением личности. И человек теряет свою целостность, что является одной из главнейших особенностей характеристик здорового человека.
Вьюков Антон Сергеевич
Источник: