ШОК – это авторская дистанционная Школа консультирования, ориентированная на подготовку эффективных психологов-консультантов.
В серединку можете добавить что-то своё на О – осознанное, осмысленное, ответственное, особенное, отличное и даже «офигенное» – всё, что Вам откликается – это и будет правильным, вот и откликаемое, и отражаемое тоже возьмём.
Мне нравится оригинальное, поскольку оно включает всё вышеперечисленное, и к нему вдобавок ещё несколько слов – профессиональное, прежде всего, поскольку предполагает наличие профессионального образования консультирующего, его ответственность за свой вклад в психологическую работу, осмысленность каждого действия и стремление к осознанности происходящего в процессе консультирования (в этом ключе, и образовывающее тоже годится).
Но самое главное, это то, что оно эксклюзивное.
Оригинальность – суть подлинность, а ещё неповторимость, нестандартность, результат творческого подхода.
Выражает направленность на поиск свежего решения, с учётом исключительности, как текущего момента, так и самого клиента в данное время его развития и данном пространстве взаимодействия, его актуальном состоянии, и, конечно, обеих сторон этого консультативного взаимодействия, что и формирует особую, оригинальную атмосферу, в которой проводится консультирование.
Эта психологическая работа реализуется обоими участниками на основе сотрудничества, и задана интересом клиента при поддержке специалиста прояснить для себя нечто в своём состоянии, ситуации, взаимоотношениях со значимым окружением, в личностных отношениях, в жизни, в целом.
Психологическое консультирование – суть, психотерапия – для психологов, которые пока что, практикуют вне чётко описанного и зафиксированного в законе, правового поля.
Конечно, замени слово «терапия», традиционно понимаемое как «лечение», на термин «забота», «уход», «попечение», «сопровождение» и уже будет точно, хотя и не столь благозвучно.
Ну, что такое психозабота или психоуход?! Душевное попечение – звучит хорошо, но уже вызывает не те ассоциации.
Потому и консультирование. Ясно, что когда речь о консультировании психологическом, предполагается, что консультант – психолог.
Хотя сама консультативная деятельность широко распространена в обществе. И юристы консультируют, и преподаватели…
А в чём же разница? Она есть, и она принципиальная, отчего мы и разводим консультирование психологическое и консультирование иного рода.
Конечно, есть ещё такой вид практики, как психологическая коррекция, вот оно вполне сопоставимо с клинической психотерапией, так же можно говорить о коррекции неких психических процессов, так и характерологических особенностей, личностных отношений к чему бы то ни было, коррекции взаимоотношений между людьми… Но в социально-психологической практике не особо прижилось, разве что, в педагогике, ибо предполагает воздействие одного человека на другого, с целью исправления или компенсации в случае невозможности выправления. Кому же хочется исправляться-выправляться?! Даже признавая связь страданий и этой самой искривлённости… Но если принять, как особенности, другое дело. И тогда нужна помощь, как средство научиться жить с этим.
Психологическое консультирование – это специфическая деятельность, условно разделяемая на 2 составляющие – процесс и содержание. В ходе этой деятельности что-то происходит между её участниками, помимо содержательной стороны, не менее, а нередко и более важна и другая – атмосфера консультативного процесса. Настолько важна, что считается критичным условием, чтобы содержательна сторона работы состоялась! Не удастся управиться с формированием погоды, вся содержательная сторона работы насмарку пойдёт. Ну, и сразу же ясно, чья в этом ответственность.
Это первый ключевой аспект работы.
Виктор Ефимович Каган говорит об этом так:
«В психотерапии есть множество считающихся необходимыми вещей, но достаточными их делает терапевтическое присутствие, которое может обходиться и без них. Однако, перекопав гору литературы, вы едва ли найдёте его внятное описание. Оно – метафора, улыбка Чеширского кота…»
Поэтому психологическое консультирование может быть объектом научного исследования, например, на предмет его эффективности. И такие исследования есть. Исследовались разные факторы эффективности такой помогающей работы, и разными исследователями выводились разные факторы, Карлом Роджерсом, например, описаны три значимых фактора – подлинность (аутентичность), эмпатичность (как способность терапевта чувствовать клиента в процессе работы на основе собственного опыта) и безусловное позитивное отношение терапевта к клиенту. Заметим, всё это о терапевте – каким он быть должен, чтобы клиент расположился к работе и реализовал её.
Джадд Мармор вывел несколько больше – семь, и уже неспецифических факторов эффективности психотерапии – что в ней должно происходить, что должен делать терапевт, чтобы это принесло пользу пациенту/клиенту.
Джеймс Бьюдженталь, описывая психотерапию, как терапевтическое путешествие клиента к себе, как метафору изменений клиента, подчёркивает значение готовности к таковому самого клиента – умения видеть и слышать (то есть быть открытым тому, что встретится на пути), умения переносить трудности (встреча с интенсивными переживаниями и иллюзиями) и сохранять устойчивость, чтобы двигаться вперед. Такое путешествие требует от обоих участников способность переносить тревогу перед неизвестным, готовность быть в неопределённости – это воодушевляет и вселяет азарт. И конечно, самопонимание и восстановленная связь с ресурсами сулит много ценного, как в актуальном, так и в перспективе.
В Питерской Школе реконструктивной психотерапии и психологии отношений (В.Н. Мясищев – Б.Д. Карвасарский…) говорят о значении расположенности и самого клиента, его доверия методу и терапевту, о способности к самонаблюдению, о склонности к рефлексии и самоанализу, самораскрытию, о достаточности уровня интеллекта. И в этой связи, ключевое значение имеет мера осознанности, самостоятельности, ответственности, и готовности к сотрудничеству клиента в таком виде помощи, как клинико-биографический метод – личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Значимым фактором является всё та же способность выдерживать эмоциональное напряжение, возникающее в процессе терапии, при этом клиент задействует многие психические эмоциональные, волевые и интеллектуальные силы. Несомненно, эта способность меняется, как меняется и мера развития вышеперечисленных качеств.
Второй ключевой аспект работы – личность человека.
Следующим аспектом рассмотрения и столь же важным, является личность клиента, что абсолютно не учитывается в консультировании преподавателем, научным руководителем по какой-то интересной теме, пусть даже и имеющей непосредственное отношение к психологии, но научной – объективного изучения некоего предмета, в психологии, явления, свойства, качества, потому не связанной с личностью ни преподавателя, ни студента, выполняющего эту исследовательскую работу.
В практике же консультирования, оказания психологической помощи этот аспект является критичным. Речь идёт, как о структуре личности, так и её особенностях, как это проявляется по жизни, так и непосредственно в процессе психологической работы. Не всякая личностная организация доступна для проработки с помощью лишь психологических методик помощи человеку.
Вот и это так же важно – кто тот, кто создал это самое положение, кто заварил кашу?! Для психологического консультирования критично, что сам клиент и является главным субъектом своей жизненной истории – он кашу заваривает, он её и хлебает. Конечно, в меру своего личностного развития и заваривать, и хлебать будет. Но мера принятия человеком персональной ответственности за свои проблемы и их разрешение является критичной для решения вопроса о курабельности случая.
Не менее важно знать и понимать и личность терапевта. И не лишь отдельные профессионально важные личностные качества специалиста, на которые мы опираемся в своей работе, но в связи с этим переходом к личностному взаимодействию, по контрасту с объективным медицинским подходом, в котором большее значение играет роль постановки диагноза, и разработки, и выдерживания плана терапии. В психологической помощи, в ходе которой происходит взаимодействие личностей – терапевта и клиента, через их взаимодействие приходит и терапевтический эффект – в этой связи важнейшее значение придаётся личности терапевта.
Третий аспект рассмотрения – контекст – что за актуальная ситуация (события) разворачивается (происходят) в текущее время, и как она влияет на личность нашего визави, который с нашей помощью ищет выхода из создавшегося положения. Как эта ситуация увязывается с историей развития личности человека, обращающегося за помощью, и что можно задействовать в качестве его ресурсов.
А это уже стыкуется со следующим аспектом, который так и называется – ресурсы личности клиента. Обнаруживание их и обеспечение доступа к ним для продолжения жизни человека, оптимизации её качества – основная, наипервейшая задача, которую решают клиент и психолог-консультант.
Столь же важна техническая сторона дела – каковы те приёмы, техники, методы, тактики и стратегии, которые позволят консультанту провести свою работу конструктивно и продуктивно – и по итогу замечательный эффект получить, цели своей консультативной достигнуть?
Все эти пять вопросов образуют круг базовой компетентности психолога-консультанта, к какой бы школе консультирования/психотерапии он бы ни относился.
Именно они и стоят на повестке авторской Школы Оригинального Консультирования.
Добро пожаловать на курс!
(Курсы, консультации на сайте Self. Пси_студия «Личность» проводятся в видео-режиме онлайн-конференции и вебинаров в рамках заключаемого контракта по согласованным целям в условиях приватности, на основе партнёрства в интересах клиента)
03.02.19 в 16:00 по московскому времени стартует ШОК – авторская дистанционная Школа Оригинального Консультирования.
У нас будет до 2 часов – академическая пара, чтобы прояснить предмет Школы и условия занятий.
В этот раз – вход свободный для всех заинтересованных.
Интересно? Кто со нами?
Свяжитесь со мною лично для собеседования! (WhatsApp +7(988)183-78-55)
#психотерапия_без_дураков
С Вами Юрий ИОНОВ
#Психолог_психотерапевт_Туапсе
Смотрите, читайте мой Instagram
Вебинар ШОК – Школа Оригинального Консультирования
В курсе «Беседы о решении» – курс развития продуктивности в общении могут принять участие все, кто хотел бы улучшить свою коммуникацию, быть более полезным своим собеседникам в деле их поиска выхода из жизненных тупиков, он также будет интересен и для оптимизации семейного бытия и в профессиональной деятельности.
По мере сбора будет работать и группа "домашних психологов" – людей, стремящихся прийти к гармонии, оптимальной жизни, наладить конструктивное общение в своей семье.
Юрий Анатольевич Ионов
Источник: