Никто из нас не родился с опытом, знаниями, навыками и образованием. Все это мы начинаем познавать, практически, с рождения и кто рядом с нами, передает эти знания, обучает навыкам, оставляет неизгладимый след в нашей душе и остается в наших сердцах и умах до конца нашей жизни. Сегодня я хочу поговорить о страшном феномене, разрушающим детскую психику, а именно о Синдроме Учителя, который проявляется в двух деструктивных формах.
Первое проявление этого синдрома, это когда человеку в процессе обучения постоянно указывают на его слабые стороны, на то, в чем человек был неправ, где он совершил ошибку, с чем не справился или попросил помощи у других. В качестве примера можно привести школьного учителя, у которого стоит функциональная задача найти ошибку в работе ученика, выделить ее красной пастой, снизить отметку и указать, что нужно сделать для исправления этой ошибки. Редкий учитель, как правило, это новаторы или еще не выгоревшие молодые учителя, могут выделить успехи ученика и, например, зеленой пастой написать похвалу. Подавляющее число учителей в школе используют только красную пасту на все случаи жизни, как для двойки, так и для пятерки, как для похвалы, так и для замечания. Примерно со средних классов красная паста учителя автоматически ассоциируется с ошибкой. Фокус внимания ученика направлен на недопущение ошибки и последующее исправление, если учитель ее нашел. Ученик изначально ставится в позицию слабого, незнающего, нуждающегося в контроле, направлении и опеке. Во взрослой жизни данное проявление Синдрома Учителя оказывает влияние на способность человека принимать комплименты и похвалу от других людей. Чувство неполноценности не позволяет верить в эти слова, подвергается сомнению искренность говорящего, происходит протест и отказ от идеи своей успешности и компетентности. Мало того, внутренний критик не позволяет человеку достойно оценить самого себя, развиваются перфекционизм, постоянное неудовлетворение собой, самоедство, конфликтность, претензии к окружающим и самому себе.
Второе проявление Синдрома Учителя заключается в тотальном присутствии Учителя в жизни ребенка. Этот Учитель, наполненный сакральными знаниями и мудростью, видится Ученику как избавитель от страданий, страхов и надежной опорой в этом сложном мире. Учитель требует согласовывать с ним каждый шаг, каждое решение, исполнение каждого желания, что приводят к пассивности и несамостоятельности ребенка. Учитель всегда прав, он знает, как правильно, как нужно, требует полного повиновения, делает это открыто и направленно агрессивно. За неповиновение или проявление самостоятельности следует наказание, которое может усиливаться с каждым последующим случаем своеволия не только ребенка, но даже уже и взрослого человека. Учитель наслаждается властью, которую он имеет над человеком, пользуется ею максимально, даже если это ведет к напряжению в отношениях, ухудшению здоровья или неуместно в конкретной ситуации. С раннего детства ребенок теряет критичность мышления, верит в превосходство Учителя, обожествляет его самого, его знания и силу, чувствует свою никчемность, слабость, глупость и не видит своего будущего без участия в нем этого человека. В случае, если в отношениях наступает кризис, уже взрослый человек может порвать отношения с этим Учителем, находит другого, как кажется адекватного и не с такими разрушительными моделями поведения, однако сценарий повторяется с другим человеком.
Последствия Синдрома Учителя не позволяют человеку полноценно развиваться, брать на себя ответственность, принимать решения и он до конца жизни находится в роли вечного студента, ищущего знания, опоры во внешнем мире, верующего в силу других людей и обесценивающего свои.
Помочь перейти на следующий уровень развития такому человеку может помочь опытный психолог или воспитатель, способный создать условия, в которых Ученик сможет убедиться в своих высоких способностях, достаточных знаниях и навыках, чтобы жить без опоры на мнение и оценку других людей, быть уверенным в принятии самостоятельных решений.
Существует Восточная мудрость: куда направлен фокус внимания, туда идет энергия. Сместив фокус внимания с того, что у него не получается, с неуспешности, ошибок на умения, достижения и положительный результат, человек получает энергию для развития своих здоровых сторон и испытывает потребность перейти на следующий уровень личностного развития, стать профессионалом, лидером, успешной во всех отношениях личностью.
Новая теория Психосанитас объединяет в себе самые различные методы и техники работы с мышлением, сознанием, целеполаганием и т.д. Исправить последствия Синдрома Учителя сложно, но возможно, главное, это мотивация самого человека
Ваш психолог, Вайсман Сергей
По вопросам личностного развития, изменения мышления, зависимого поведения, выхода из сложной жизненной ситуации вы можете обращаться как лично, так и онлайн
Вайсман Сергей Ефимович
Источник: