Одним из наиболее знакомых нам с раннего детства видов искусства является сказка, которая обладает всеми необходимыми свойствами для ее эффективного применения в работе с детьми (Л. С. Выготский, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. И. Фельдштейн, Т. Л. Мирончик, А. А. Смирнов, Н. М. Ведерникова, К. С. Давлетов, Н. И. Кравцов, Э. В. Померанцева, М. Горький, А. Н. Толстой, Платон, Аристотель, Уайльд).
Сказка повторяет наиболее значимые особенности детской личности, образ мышления ребенка, учитывает склонность к фантазированию и комбинированию. Здесь учитываются особенности эмоционально-волевой, познавательной сфер ребенка и особенности его межличностных отношений. Она несет в себе элементы экологического воспитания и образования ребенка.
Стоит отметить, что сказка не в полной мере используются в современной семье и в системе воспитания младших школьников. А ведь именно сказка создает ситуацию, в которой ребенок задумывается над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок понимает, что «нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,2009). Сказочный урок переходит в реальную жизнь ребенка, предоставляя ему, возможность не просто проговорит свою обиду, гнев или страх, но и осмыслить ситуацию по-новому.
Наше исследование состояло из трех этапов:
Первый этап представлял собой констатирующий эксперимент, цель которого — исследование выраженности негативных эмоциональных проявлений у младших школьников. Используемые методики: «выявление страхов у детей» А. И. Захарова, тест детской тревожности CMAS, детский вариант самооценки форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки). На данном этапе нами была сформирована экспериментальная и контрольная группы по 30 испытуемых в каждой.
На втором этапе нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию эмоционального состояния детей средствами сказки. Программа включала в себя 10 занятий. В формирующем эксперименте принимали участие 30 испытуемых, разделенные на три группы, в каждой из которых было по 10 человек. Нами была выбрана художественная авторская сказка Луиджи Капуана «Источник красоты», которая по своему виду является волшебной. Структура коррекционно-развивающего занятия (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) включала следующие этапы: ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода из сказки».
На третьем этапе исследования мы устанавливали эффективность данной программы и подтверждали нашу гипотезу о том, что использование сказки является эффективным психологическим средством развития эмоционального благополучия младших школьников.
Анализ результатов формирующего эксперимента состоял из двух этапов:
первый этап – сравнение особенностей эмоциональной сферы испытуемых экспериментальной выборки до и после занятий.второй этап – сравнение выявленных особенностей эмоциональной сферы испытуемых контрольной выборки на этапе констатирующего эксперимента и после формирующего.
По результатам формирующего эксперимента мы отметили положительную тенденцию, обнаруженную среди испытуемых экспериментальной выборки – снижение количества страхов и общего уровня тревожности, косвенной агрессии, раздражительности и т.д.
Далее мы сравнивали особенности эмоциональной сферы испытуемых контрольной группы до и после формирующего эксперимента.
Здесь количество негативных эмоциональных проявлений выявленных у испытуемых до и после эксперимента приблизительно равны.
Хочется отметить качественное различие страхов выявленных у испытуемых экспериментальной и контольной выборок. Если страхи детей контрольной выборки характеризуются возрастными страхами в сочетании с невротическими, то страхи детей экспериментальной группы после занятий относятся к страхам типичного возрастного характера.
Следует отметить, что хотя разработанная нами программа, оказывает общий положительный эффект на оптимизацию эмоциональной сферы детей, но не решает полностью проблему нивелирования негативных эмоциональных проявлений у младших школьников. Причина этого заключается в том, что, как мы установили, различные неблагоприятные эмоциональные особенности у детей возникают главным образом из-за их воспитания по дисгармоничному типу, исследование которого описано нами в других работах.
Сокинина Анастасия Алексеевна
Источник: