Сказка — это самый любимый детьми жанр. И любовь эта, объясняется доступностью сказки для восприятия детей, для продолжения разных форм активности на ее основе.
Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в книге « Польза и значение детской сказки» обобщил свой опыт использования сказки как средства психотерапевтического воздействия на ребенка. Он работал с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении. С помощью сказки Б.Бетельгейм попытался развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности тем, что он делает.
Сказкотерапия-это « лечение сказками», это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и системс взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказкотерапия- это своеобразный процесс образования связи между сказочными событиями и реальностью, это процесс активизации ресурсов потенциала личности.
На пути ребенка могут встретиться множество серьезных психологических проблем:
-его преследуют страхи: например, он боится темноты, боится идти в детский сад или школу, боится отвечать урок;
-он агрессивен- постоянно дерется со сверстниками, груб с родными;
-он очень возбудим, чуть что- плачет, не может уснуть;
-он угрюм и не коммуникабелен- совсем не умеет общаться.
И это только самые распространенные проблемы. В жизни даже самого благополучного ребенка случаются сильные разочарования, его детские-беды и обиды, а иногда детям приходится переживать настоящие трагедии.
Нельзя сделать жизнь ребенка «стерильной» -лишить его переживаний, разочарований, слез и страхов. Но можно помочь справиться, поверить в свои силы, не опускать руки и, главное, всегда чувствовать себя любимым и нужным.
То, что вызывает у ребенка внутренний дискомфорт «записано» в правом полушарии его мозга, именно оно отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления. Представьте, что на Вашего малыша нападают маленькие монстры, которые заставляют его боятся, подстрекают его к дракам и нашептывают: «Ты- не сможешь». « У тебя не получиться!», «Ты- слабак!»,,,И чем лучше развито воображение, чем более эмоционален ребенок, тем быстрее он попадает в зависимость от этим маленьких чудовищ.
Метафора-ключевое понятие сказкотерапии. Когда дети включаются в процесс создания сказки, они описывают не реальный мир, в котором живут, а то впечатление, которое она на них производит. Что бы описать свое внутреннее состояние, ребенок непроизвольно ищет сказочные аналогии- образы, которые лучше всего расскажут о его внутреннем состоянии. Сочиненная или предпочтенная ребенком сказка сама по себе является метафорой его души. По ней вы сможете узнать очень многое, если имеете представление о сказкотерапии или просто являетесь чутким родителем.
Но даже если ситуация не столь критична и Ваш ребенок, к счастью здоров и весел, спокойно минует рифы взросления, то сказка-волшебница поможет:
— повысить самооценку, укрепить веру в собственные силы, стать более уверенным и самостоятельным;
-научится устанавливать контакты и общаться со сверстниками;
— сформировать нравственные идеалы;
-обучить необходимым бытовым навыкам;
-стимулировать детскую фантазию и воображение!
Финкевич Александра Васильевна
Источник: