Подростковый возраст называют переходным. Переход из детства во взрослость дело непростое: не только организм подростка претерпевает серьезные изменения, в этот период перестраиваются его отношения с миром. Можно сказать, что ребенок превращается во взрослого. Процесс этот требует длительного времени (7-10 лет) и больших усилий. Это задача трудна не только для подростка, но и для его родителей. Так хочется, чтобы дети избежали наших, родительских, ошибок! Накопленный опыт человечества в проживании подросткового кризиса нашел отражение в волшебных сказках, в которых через яркие образы персонажей показано эффективное или, наоборот, неэффективное поведение «отцов и детей».
Рассмотрим такие сказки, где в начале главный герой/героиня — подросший ребенок, а в конце — уже молодой человек, которому предлагают полцарства и невесту; либо девушка, которая обретает некоторую материальную состоятельность (сундук с приданым или сокровищами) и жениха. Хочется сразу обратить внимание, что эти дары он/она обретает самостоятельно, и даже, если эти полцарства от папеньки (царя), то не в наследство, а как заслуженную награду. Заканчивается сказка свадьбой, то есть герой становится взрослым. Взросление происходит благодаря преодолению серьезных испытаний, в результате которых герой доказывает свою самостоятельность и готовность к семейной жизни, ведь теперь он способен позаботиться не только о себе, но и о других. В сказках дается образец двух жизненных стратегий, которые до сегодняшнего дня работают безошибочно, потому что отделение подростка от родителей — задача, не зависящая от времени, страны проживания, государственного строя, убеждений, вероисповедания, благосостояния родителей и пр.
Нарушение запрета как начало взросления
Итак, начнем. Главный персонаж — это сын или дочь, которых ни во что не ставят другие члены семьи: Ивана считают дураком, злая мачеха падчерице дает непосильные задания. В жизни частенько так и происходит: подросток уже не ребенок, поэтому к нему предъявляются довольно высокие требования, окружающие ждут от него уже другого поведения. Конечно, трудно отвечать этим ожиданиям, потому что быть взрослым он еще не научился. Дураком часто называют того, кто делает что-то не так, поступает неправильно, допускает ошибки. Герой или героиня отправляется в трудный путь обязательно после какой-нибудь допущенной оплошности или нарушения запрета. Правда, в некоторых сказках он отправляется сам, по доброй воле — «Когда пришло время, захотелось ему мир посмотреть да себя показать», но, справедливости ради, надо отметить, что ему приходится ничуть не легче, чем «изгнанникам». Исследовать окружающий мир и проявить себя, стать заметным и показать свою индивидуальность — задача архисложная. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться личностная идентичность и появляются свои (собственные!) представления о мире.
Так или иначе, это долгое и трудное путешествие полно испытаний, требующих проявления самых разных качеств. Во время этих приключений герой/героиня демонстрирует свои умения (вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, шить, или метко стрелять, воевать, бороться за справедливость и т.д.), проявляет креативность, решая трудные задачи, учится выстраивать отношения, приобретая новых друзей и помощников, встречает любовь, переживает предательство и даже смерть. В конце концов, благодаря своей настойчивости и смекалке побеждает обстоятельства и достигает поставленной цели. Во многих сказках может присутствовать еще один или два персонажа (братья и сестры), которые не хотят встречаться с трудностями, не проходят проверку и остаются ни с чем.
Наиболее успешно этот путь проходят дети, которых родители научили после каждого падения подниматься и идти дальше.
Участие родителей в отделении подростка
Мачеха, обнаружив, что падчерица подросла и похорошела, выгоняет ее из дому после того, как та не справилась с каким-то поручением. А родной папа, вместо того, чтобы заступиться за нее, отвозит в темный лес. И что интересно, он не является отрицательным персонажем. Девушка проходит различные испытания под страхом смерти: напрясть, наткать, сшить, настряпать, испечь и т.д. Справившись со всеми заданиями, она получает награду и жениха хорошего, с которым и возвращается домой.
Мать-и-мачеха — растение, лист которого имеет две стороны: гладкую, холодную и теплую, пушистую. Роль мачехи в сказке тоже двойственная: для героини она является злой мачехой, а для ее сестры — любящей матерью. Заметим, что строгость мачехи помогает падчерице психологически отделиться от родителей и стать самостоятельной. С другой стороны, слепая любовь матери становится губительной для ее сестры, не позволяя той повзрослеть. И родная дочка так и остается при родителях, останавливаясь в развитии.
Теперь про отношения с отцом. На первый взгляд кажется странным, что персонаж, бросающий родную дочь в лесу, не является отрицательным, и дочь на него не обижается. В сказках с мужским сюжетом родной папа сам дает сыновьям (при наличии слуг) задание отправиться в дальний путь: в тридевятое государство за молодильными яблочками, Жар-птицей и т.д.
Именно в этом заложен глубокий смысл роли отца — помочь отделению подростка от матери. Дочка выросла, и теперь ей предстоит покинуть родительскую территорию и найти своего мужчину, а сыну – свою женщину.
Отец, который оберегает свою дочку, например, как в «Спящей Красавице», мешает ее взрослению. Девочка остается при родителях, и засыпает мертвым сном, то есть останавливается в своем развитии. А разбудить ее может только Принц — молодой мужчина.
Поведение сказочных родителей демонстрирует наиболее эффективную позицию взрослых по отношению к подростку — отпускание. Как бы ни было тревожно, они позволяют ему получить собственный жизненный опыт. Этим родители демонстрируют доверие своему ребёнку, жизни, Богу.
Важная встреча
Путь героя лежит через темный и страшный лес, в котором его ждет очень важная встреча — это свидание со смертью. Морозко пытается заморозить, Баба-Яга и Серый Волк — съесть. Если герою удается выполнить все задания, задобрить или перехитрить — этот страшный персонаж сам же помогает ему или одаривает богатством, ведь, что не убивает, делает нас сильнее. Во время переживания кризиса часть нашей души «умирает», освобождая место для чего-то нового. Подросток, переживая переходный возраст, утрачивает детскую беспомощность и постепенно обретает силу и устойчивость взрослого человека.
Об ответственности
По сути, сюжет сказки рассказывает о взрослении персонажа, о приобретении им способности отвечать за последствия сделанного выбора («направо пойдешь…») и самостоятельно находить выход из трудных положений без помощи родителей. Героиня и герой в конце сказки готовы к взрослой семейной жизни, так как на деле подтвердили: она — что способна вести домашнее хозяйство, любить и проявлять заботу, он — что владеет профессией (охотник, землепашец и др.) и способен защитить то, что ему дорого. Богатое приданое героини отражает богатство ее души, а полцарства герою — его готовность управлять хозяйством и людьми. А те персонажи, которые не прошли испытаний на смелость, упорство, честность, трудолюбие, остаются при родителях.
Герой сказки не столько думает о результате, сколько принимает ту ситуацию, в которую попал по собственной вине, и решает задачи «здесь и сейчас», одну за другой, проявляя силу характера и способность успешно взаимодействовать с другими (Мышкой, Медведем, Щукой и т.д.). Отрицательные персонажи демонстрируют высокие амбиции и желание получить результат, ничего не делая ни для себя, ни для других, или делая кое-как. Из ребенка они так и не превращаются во взрослого. Таким образом, в сказке показаны два пути: взять ответственность за свою жизнь на себя и самостоятельно преодолевать трудности (путь взросления) или «зависнуть» в роли ребенка, ничего не делать, ждать, когда кто-нибудь решит твои проблемы. Посмотрите вокруг, в реальной жизни вы наверняка сталкиваетесь с такими людьми: они выросли, но не повзрослели.
Человек незрелый задается вопросом «кто виноват?», человек самостоятельный спрашивает «что делать?». Этот путь очень трудный, потому что это — путь ошибок и неудач. Необходимо мужество, чтобы преодолевать свои страхи, чувствовать свою некомпетентность, встречаться с разочарованием, бессилием и отчаяньем («сел Иван-царевич и горько заплакал…»). Иногда — это способность на протяжении длительного времени быть в неприятной ситуации, выдерживая тревогу и напряжение («Спи, Иванушка, утро вечера мудренее!»). А после этого искать новое решение, возможно, тоже неидеальное. Путь к звездам, как известно, лежит через тернии. Стратегия успешного человека — действовать там, где ты есть, искать решение в себе, выстраивая эффективные отношения с окружающими людьми. В этом и есть главное отличие самодостаточного человека, взаимодействующего с другими с опорой на себя, от созависимого, использующего других в качестве опоры.
Возвращение Блудного Сына
В конце сказки герой/героиня возвращается домой в объятия любящего отца. У подростка случается много обид на родителей, но, когда бунтарский возраст проходит, наступает принятие родителей такими, какие они есть. Смерть мачехи в конце сказки является символом ухода детских обид, а возвращение в родной дом — признанием своей принадлежности к Роду.
Теперь важная задача родителя заключается в том, чтобы принять своего ребенка. Принять его другим: изменившимся, повзрослевшим; уважать его право на свое мнение, свой выбор (и ошибки!) и признать уникальность его жизненного опыта.
Возвращение героя — метафора примирения отцов и детей.
В завершение хочется сказать родителям, что научить ребенка быть взрослым невозможно, можно позволить ему научиться быть взрослым. Помните, для того, чтобы Блудный Сын вернулся в отчий дом, нужно сначала его покинуть. Это трудная родительская задача, требующая терпения и доверия. А для того, чтобы понимать, что происходит и как с этим быть, читайте сказки — мудрые послания наших предков.
Русланова Ольга Дмитриевна
Источник: